За несколько дней практически залпом проглотил отличнейшую книгу Клейтона Кристенсена "Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании". Как раз тот случай, когда после прочтения жалеешь, что не прочитал ее лет на 10 раньше. Ну или хотя бы на 5 лет раньше.
Итак, в чем суть? Суть в том, что автор на ряде примеров из истории нескольких отраслей промышленности показывает следующую закономерность: успешные компании, которые являются лидерами текущего рынка, раз за разом пропускают появление "подрывных" технологий. Эти "подрывные" технологии сперва являются не конкурентноспособными на уже сложившемся рынке. Но вокруг этих технологий сперва появляются новые рынки, успех на которых приводит к бурному росту и совершенствованию "подрывных" технологий. После чего технологии становятся зрелыми, успешными, что позволяет им затем быстро и полностью захватить старые рынки, на которых доминировали предыдущие технологии и предыдущие компании-лидеры. Как результат, только единицы из старых компаний-лидеров выживают, остальные перестают существовать.
В книге обсуждается несколько причин, которые не позволяют компаниям-лидерам, плотно занявшим текущие рынки, перестроится на использование новых технологий. Спойлер: корень тут в том, что данные компании сейчас чрезвычайно успешны и это откладывает свой отпечаток на то, как они работают. Успешные компании с большими оборотами, владеющие большой долей рынка, не заинтересованы в маленьких, непонятных и неприбыльных рынках. Даже когда большие компании пытаются на такие рынки выйти, они терпят неудачу потому, что работа на таких рынках полностью противоречит уже сложившейся и отточенной годами корпоративной культуре.
Так же в книге обсуждаются различные варианты того, как компания-лидер может попробовать "оседлать" новую "подрывную" технологию. И насколько просто будет компании идти по каждому из вариантов, а так же с какой вероятностью выбранный путь приведет к успеху. Спойлер: пожалуй, единственный жизнеспособный вариант -- это создание почти независимой, маленькой дочерней компании, которая будет пытаться искать новые рынки для "подрывной" технологии и будет экспериментировать с различными формами использования этой технологии.
В общем, книга из категории must read. По крайней мере для тех, кто хоть как-то интересуется продуктовой разработкой, а так же управлением продуктовым бизнесом. Еще лучше, если до прочтения "Дилеммы инноватора" будет изучена хрестоматия Генри Минцберга "Структура в кулаке". Тогда будут лучше понятны рассуждения о том, почему корпоративная культура успешных компаний-лидеров препятствует освоению новых технологий. И почему маленькие дочерние предприятия могут сильно помочь своим родительским компаниям. (Компании-лидеры -- это механистические бюрократии, они ориентированы на оптимизацию расходов и снижение издержек при эксплуатации уже выверенной и работающей бизнес-модели. Тогда как маленькие дочерние компании -- это адхократии, которые быстро находят новые бизнес-модели.)
Пожалуй, у книги есть всего два небольших недостатка. Первый -- это ее объем. Как по мне, можно было бы сократить раза в три, слишком уж много повторений одного и того же, но под чуть-чуть разными углами. Впрочем, это характерно для большинства западных книг, в которых одна и так же мысль повторяется снова и снова. Уж не знаю, для повышения гонорара автора книги или для того, чтобы до определенной категории читателей все-таки материал дошел. Второй недостаток -- это то, что книга базируется на достаточно старых примерах середины и конца XX-века. Она бы сильно выиграла, если бы в новые издания вошли более современные примеры. Например, крах Kodak-а после появления и развития цифровой фотографии. Но это уже чистой воды придирки.
PS. Если найду время, постараюсь написать, как можно ценить появление новых языков программирования и их влияние на индустрию с точки зрения идей из "Дилеммы инноватора". Как по мне, Java и Go полностью вписываются в теорию "подрывных" технологий. Хотя в софтостроении есть своя специфика, которую нельзя не учитывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий