Данный текст задумывался как часть обсуждения одной из предыдущих заметок. Но по ходу его формирования стало понятно, что для одного комментария слов будет слишком много. Да и тема может быть достойна вынесения в отдельную заметку. Поэтому оформляю свои соображения данным постом.
Почему руководство зачастую занимает позицию "я -- начальник, ты -- дурак", не желает прислушиваться к нашим возражениям и настаивает на своих решениях даже если мы, казалось бы, привели веские доводы против? Ниже я попробую показать, что в ряде случаев начальство таки право.
Но сначала сделаю два пояснения. Первое о том, что далее рассматриваются только ситуации, когда руководитель компетентен, заинтересован в наилучшем выполнении проекта, не хочет разваливать коллектив, наносить вред компании и у него нет желания унизить/задвинуть/наказать кого-то из своих подчиненных. Как бы мы не были обижены на свое начальство, такие грамотные и ответственные руководители еще не перевелись. Давайте исходить из этого. Конечно, встречаются и другие экземпляры: кому-то не хватает опыта и знаний (недавно назначен, не успел еще разобраться что к чему, как это было в моем случае). Кто-то просто не имеет способностей к руководящей работе (был повышен за какие-то другие заслуги или же в нем просто не чувствовалось угрозы и поэтому он был безопасной кандидатурой на повышение). Кто-то же может действовать из собственных интересов, идущих в разрез с интересами проекта/коллектива/компании (засланный казачок). Все это так же имеет место быть, но с этими случаями-то как раз все понятно. Гораздо интереснее разобраться, почему грамотный, опытный, здравомыслящий и находящийся на своем месте руководитель не прислушивается к мнению подчиненных.
Второе пояснение о том, что начальник далеко не всегда может объяснить подчиненному реальные мотивы своего решения или же рассказать о всех важных причинах, которые вынудили его поступать именно так, а не иначе. Начальник может молчать из-за соображений секретности. Т.е. его посвятили в информацию, которая не может быть выпущена за пределы узкого круга лиц. Например, она касается будущей стратегии развития компании, потенциального клиента или же слияния/поглощения, о котором пока мало кто должен знать.
Начальник может молчать из-за того, что он связан какими-то договоренностями с другими людьми. К вашему руководителю стекается столько информации, что вы были бы удивлены ее обилием и разнообразием. Часть этой информации ему сообщается на условиях конфиденциальности. Например, начальник может узнать, что один из его ключевых подчиненных принял решение об уходе, но пока эта информация не разглашается. Это может привести к странному для непосвященных перераспределению обязанностей в коллективе, но причины этого перераспределения до поры, до времени, озвучены быть не могут.
Наконец, начальник может просто не иметь времени, желания и нервов для того, чтобы именно сейчас что-то кому-то объяснять и убеждать в своей правоте. На нем большая ответственность, его может конкретно задолбать свое начальство, он может быть придавлен грузом текущих забот. И тут какой-то молодой да ранний программист начнет доказывать, что XML-RPC не лучший механизм, хотя заказчик не против и в репозитории лежат готовые наработки с другого проекта. Конечно, это не в плюс руководителю, хороший начальник не должен так поступать. Но все мы люди, и иногда максимум, на что человек может быть способен -- это просто сказать: "Пойди и сделай так, как я тебе сказал". Хотя следовало бы дать поджопника и сопроводить отборным, забористым матом ;)
Итак, после такой обширной вводной можно перейти непосредственно к причинам, по которым начальник таки прав, несмотря на то, что подчиненные могут этого не понимать (или не желать понимать).
1. Ваш начальник сам получил недвусмысленные указания без каких-либо пояснений и объяснений. Бывает. Анекдот о том, что если командир не прав, нужно смотреть пункт первый, не такой уж и анекдот. Организация превратится в анархию, если не будет иерархии подчинения. А если иерархия есть, то принятые наверху решения нужно выполнять. Либо же уходить. Но если остался, то выполняй. И заставляй своих подчиненных. Поскольку есть причины, по которым начальство вашего начальника может быть правым ;) А об этом далее...
2. У него больше информации. Подчиненный видит только маленькую часть обстановки, в которой руководитель принимает решения. Поэтому подчиненный не может в достаточной степени оценить последствия того или иного решения. А у начальника информации больше. Поэтому-то и решения он принимает другие.
Эта информация может касаться самых разных вещей. Например, подчиненный может возражать против выбора MSSQL в качестве основной СУБД для новой разработки. И будет приводить массу аргументов в пользу MySQL или PostgreSQL. Но не будет знать того, что есть очень привлекательный клиент, который плотно сидит на MSSQL и сильно не любит все остальное. А этому клиенту руководство намеревается со временем задвинуть эту разработку, для чего уже давно предпринимаются соответствующие усилия.
Или же ваш руководитель вынужден играть в политические игры, о которых вы вообще ничего не знаете. Скажем, на совете директоров начальник соседнего департамента заявил, что с подрядчиком X они выполнят проект Y за N месяцев и K денег. Ваш руководитель, понимая, что это нереально, решается не влезать в эту историю, дабы переложить всю ответственность на соседний департамент за явно утопические сроки и слишком заниженный бюджет. Хотя данный проект мог бы быть выполнен в вашем департаменте, но за (N+i) месяцев и (K-m) тысяч. А вы только зря бьете себя пяткой в грудь, утверждая, что это даже пессиместические оценки и что все будет даже быстрее, лучше и дешевле.
Или же ваш начальник сам вынужден доказывать своему руководству, что его мнение заслуживает внимания. Поэтому-то он и сказал, что у него есть люди, которые с помощью технологии SuperPupper, запустят приложение MegaDuper на платформе от известной фруктовой комании через три месяца, хотя в этой теме еще и конь не валялся. Но если эту ответственность не взять на себя сейчас и не ввязаться в драку, то ваше подразделение, в лучшем случае, будет задвинуто куда-то на задворки некомпетентными ушлыми горлопанами соседями, а то и вовсе расформировано с сокращением ставших ненужными штатов (т.е. вас).
3. Ваше мнение может стоить гораздо меньше, чем вам кажется. Сильно меньше :)
Каждый руководитель вынужден проводить классификацию и градацию своих подчиненных. Кому можно поручать исследовательскую работу, а кому можно ставить только четкие и конкретные задачи. Кто должен быть под постоянным контролем, а кого лучше не трогать. Кого нужно ограничивать в "творческом полете", а кому нужно время от времени подсказывать направление. Кто делает свою работу тщательно, а за кем нужен тройной контроль, а затем повторное тестирование.
Сюда же относится и вычисление "поправок на ветер" или "степени достоверности" для слов каждого из подчиненных. Например, кто-то регулярно занижает свои сроки в два раза. Кто-то, напротив, намеренно их раздувает. У кого-то первая реакция "Да здесь дел на два часа!" Кто-то, напротив, сразу говорит, что "это сделать невозможно!" Кто-то любит менять свои оценки по десть раз по ходу проекта и т.д.
В результате таких наблюдений ваш начальник может придти к выводу, что, например, Иванов ошибается в своих прогнозах в 50% случаев. А Петров всегда оказывается прав в своих пессимистичных оценках, но высказывает он их редко. Сидоров же всегда предсказывает быстрый успех, но прав бывает только в 1/3 случаев. И вот Сидоров начинает доказывать начальнику, что он на 100% уверен в том, что заказчику можно озвучивать срок доработки в 3 месяца. Эта оценка для начальника совершенно ненадежна, но и просто так сказать об этом Сидорову он не хочет.
Между тем, мы редко следим за тем, как часто мы ошибаемся и насколько надежными выглядят наши оценки. Свои ошибки мы легко себе прощаем и быстро их забываем, особенно, если эти ошибки не приводят ни к каким последствиям (благодаря, в том числе, осторожности руководства). Поэтому мы думаем о своих способностях лучше, чем следовало. А вот руководство может оценивать наши возможности точнее, но не озвучивать свои оценки хотя бы из чувства такта и врожденной вежливости ;)
4. Руководитель действительно может знать и уметь больше чем вы. Да, вот так просто и банально. Не всегда же ваш начальник был начальником. Вполне возможно, что он долгое время был классным исполнителем, много учился, накопил огромный опыт. И переход в начальники произошел не так давно, чтобы он растерял накопленные за долгие годы навыки. На своем веку он мог наблюдать столько зеленых новичков, всегда готовых помахать шашкой или быстренько склепать велосипедик, который сделает решение текущих задач просто-таки "по щелчку"... Что сейчас у него хватает сил лишь грустно взглянуть такому самоуверенному программисту в глаза и тихо сказать: "Просто пойди и сделай так, как я тебе сказал." Хотя следовало бы дать поджопника и сопроводить... ;)
Disclaimer. Все вышесказанное является плодом воспаленного воображения во время приступа бессонницы. Совпадения с реальными персонажами, ситуациями, клиентами и проектами абсолютно случайны и совершенно непреднамеренны ;)
Комментариев нет:
Отправить комментарий