Сегодня в ЖЖ ibigdan увидел заметку про слепую художницу Лизу Фиттипальди (Lisa Fittipaldi). Ее история, вкратце, такова: в 1993-м году она потеряла зрение. Уже будучи слепой она попробовала рисовать акварельными красками. Это у нее стало получаться и, как я понимаю, со временем она перешла на масло.
В упомянутой мной заметке можно увидеть ряд работ этой художницы. Но меня впечатлила вот эта:
Точнее даже один ее фрагмент – обнаженная часть спины танцовщицы. Поскольку рельеф спины был передан плавными цветовыми переходами.
Я не понимаю, как это возможно.
Т.е. я вполне могу представить, что слепой человек может развить пространственную ориентацию и осязание так, чтобы нарисовать контуры сложной фигуры (спину той самой танцовщицы) посредством линий.
Но я не могу вообразить, как незрячий человек, пусть он даже видел раньше, может так смешать на палитре краски, чтобы подобрать правильные цветовые переходы.
Исходя из своего небольшого опыта масляной живописи в далеком детстве, я могу сказать, что далеко не всем зрячим это удается. Более того, точность подбора цвета зависит даже от таких факторов, как освещение: естественный свет утром и вечером разный, разные источники искусственного освещения придают отличающие оттенки одним и тем же краскам. А для предания гладких переходов еще временами приходится как бы накладывать один мазок в нахлест другому, чуть перемешивая их.
Так что при всем уважении и восхищении Лизой Фиттипальди я пока уверен в том, что все здесь не так радужно. Т.е. пока не увижу, как она это делает, я оставляю за собой право сомневаться.
Чтобы увидеть, обратился к YouTube. Там есть несколько роликов о слепых художниках.
Вот первый, об американском студенте:
При просмотре видно, что он пишет не по чистому холсту. На холсте уже есть рельефные метки. Так же можно заметить, что на его работах очень мало плавных цветовых переходов – в основном это высококонтрастные картины. И еще один подозрительный момент – на картине с лежащей собакой (которую так же показали и живьем) очень точно передан сложный окрас собаки: белые пятна на морде и голове, “очки” вокруг глаз. Не могу я представить, откуда слепой художник мог знать не только об их наличии, но и о форме и размерах?
Однако, самый внушающий ролик рассказывает о турецком слепом художнике Esref Armagan (вот кратко о нем в Wikipedia, а этого его персональный сайт). Он слепой от рождения. Как он рисует – я себе представить не могу:
Однако, можно легко заметить, что его рисунки и картины не имеют тех плавных линий и уж тем более таких точных цветовых переходов, как на работах Лизы Фиттипальди. Вот, например, галерея его работ. Более того, в Wikipedia говорится чуть-чуть о его технике рисования портретов – он сначала просит зрячего человека обвести фотографию натурщика, а потом левой рукой изучает получившийся рисунок. Что, имхо, убедительно доказывает, что чудес не бывает.
Так что, очень бы хотелось увидеть, как работает Лиза Фиттипальди.
Кстати, компания Volvo сняла для своего автомобиля S60 рекламный ролик с участием Esref Armagan:
6 комментариев:
>Не могу я представить, откуда слепой художник мог знать не только об их наличии, но и о форме и размерах?
Спросить у зрячего: "а собаки, какие они?"
Ну представь, что у тебя так спросили. Попробуй описать расположение, форму и цвет пятен на морде собаки.
Есть такой фильм "Маска". Так в нем главный герой объясняет слепой от рождения девушке "что такое 'белый цвет'".
Для того, чтобы было понятно, о чем я говорю: вот видео, которое показывает работу _зрячего_ художника -- http://www.youtube.com/watch?v=NCmsQ4-p2PQ или вот еще -- http://www.youtube.com/watch?v=b0oiWAhVnrA
Можно увидеть, как часто художник уточняет цвет на одних и тех же местах картины, создавая необходимый результат. Как часто накладывает один мазок поверх более ранеего и перемещивает находящиеся рядом слои краски.
И это зрячий. Как тоже самое может сделать слепой и самостоятельно?
http://top.rbc.ru/wildworld/05/07/2010/431558.shtml :)
2Rustam: после того, как итальянцы собрались на автомобиле, управляемом роботом, проехать из Италии в Китай, новости про автомобиль для слепых уже не выглядит фантастикой.
Отправить комментарий