вторник, 1 декабря 2009 г.

[life.work] Юрий Норнштейн: технология должна быть неудобной…

Понравилась цитата из интервью Юрия Норнштейна телеканалу НТВ:

«Технология должна быть неудобной, ты должен сквозь нее прорываться. Она тебе должна подсказывать своей узостью художественное решение, понимаете? Когда технология такая, что ты можешь и это, и это, и то, ты будешь смотреть на все с жадностью, а потом с жадностью схватить и это, и это, и то, а в результате ничего не получится»

Юрий Норнштейн – художник-мультипликатор, автор (среди прочего) мультика “Ёжик в тумане”.

Имхо, эта фраза может быть применена не только к мультипликации, но и к программированию. Развилась, например, мощь компьютеров неимоверно – появились монстры вроде Chromium OS, с декстопными приложениями на JavaScript ;)

Хотя, с учетом очень сильной специфичности того самого “Ёжика в тумане”, может и не следует уделять этим словам Норнштейна серьезного внимания? ;)

13 комментариев:

Quaker комментирует...

Нет, технологии должны быть простыми и понятными (все гениальное - просто). Главное в программировании - борьба со сложностью.
А вот у крупных корпораций одна задача - побольше продать любой ценой, вот они и накручивают ненужные свистоперделки, навязывая пользователя то, что ему реально не нужно.

Skynin комментирует...

накручивают ненужные свистоперделки, навязывая пользователя то, что ему реально не нужно.
Можно считать пользователей законченными кретинами. Но т.н. свистоперделки - очень даже нужны пользователю, потому их и делают.
А вот реально ли - так отшельник из гималайских пещер Вам расскажет что реально Вам нужен кусок материи чтобы обернутся, да миска похлебки в день, а все остальное - от лукавого.

Кто навязывает ребенку тягу к конфеткам? А они, конфетки эти реально ему нужны, или нереально?

К чему приводит игнорирование потребностей пользователей хорошо видно по десктопному Linux: адепты линуха игнорируют потребности пользователей - и это взаимно.

В итоге - "нереальные", "навязанные" конфетки продаются, и еще хочется, а бесплатное, "реально" полезное - где-то там, для эстетов, сисадминов и прижимистого бизнесмена.

Развилась, например, мощь компьютеров неимоверно – появились монстры вроде Chromium OS, с декстопными приложениями на JavaScript ;)
И что же мешает уделать этих монстров и предложить пользователю то что ему реально нужно ;)

Анонимный комментирует...

все хорошо в меру. технология должна быть адекватной. под этим термином здесь я понимаю простоту, прозрачность для использования, логичность и непротиворечивость.

eao197 комментирует...

2Quaker:

>А вот у крупных корпораций одна задача - побольше продать любой ценой, вот они и накручивают ненужные свистоперделки, навязывая пользователя то, что ему реально не нужно.

Я, чесно говоря, не помню, чтобы тот же JavaScript продвигался крупными корпорациями за деньги. Равно как и распространение C++ в свое время стало результатом вовсе не маркетинга.

Скорее просто-напросто кто-то придумал инструмент для решения своей задачи, его стали использовать не по назначению, а дальше покатилось как снежный ком. Т.е. вместо того, чтобы создавать заточенные под конкретную задачу минималистичные инструменты, люди склонны собирать тяжеловесные комбайны. Вроде современных Web-приложений, в которых сочетаются Java на серверной стороне, HTML+JavaScript на стороне клиента, да все это поверх HTTP и с AJAX-ом в придачу.

А корпорации просто улавливаю спрос. Грубо говоря, смотрят, что пипл хавает, и пичкают пипл тем, что он хавает.

Так что я бы крайними делал самих разработчиков, а не крупные корпорации.

eao197 комментирует...

2Skynin:

>И что же мешает уделать этих монстров и предложить пользователю то что ему реально нужно ;)

Отсутствие чего-то вроде нефтяного кризиса 70-х годов ;) Тогда американскому автопрому пришлось очень несладко, в отличии от японского.

При таком росте мощности вычислительной техники ничего не поделать. Да и развитие OpenSource здесь немалую лепту вносит.

Так что пока просвета не видно :)

Quaker комментирует...

Кто навязывает ребенку тягу к конфеткам?
Корпорации, а точнее маркетологи, несущие маркетинговый бред о том, что без новой версии нашего мега-супер комбайна просто невозможно жить.
К чему приводит игнорирование потребностей пользователей хорошо видно по десктопному Linux
Десктопный Linux - прекрасное подтверждение моих слов. Посмотрите, что получилось из KDE? Был прекрасный KDE 3.5, который устраивал очень многих пользователей. Но, видимо, у разработчиков руки чесались перекроить как можно больше. Как можно больше рюшечек понавешать. И получился мегамонстр KDE4.x!=KDE4, который толком отладить сколько времени не могут.
При таком росте мощности вычислительной техники ничего не поделать.
Многие задачи у типового пользователя остаются неизменными на протяжении длительного времени: набрать текст, отправить электронную почту, прослушать музыку и т.д. А вот системные требования у новых ОС возросли существенно. И несмотря на рост мощности железа ПК, многое ПО умудряется еще и тормозить при несильно изменившейся функциональности по сравнению с предыдущими версиями. Если не за счет дополнительных ненужных фишек, то за счет чего? :-(

eao197 комментирует...

>Если не за счет дополнительных ненужных фишек, то за счет чего? :-(

За счет того, что сильно сокращаются сроки выпуска новых версий софта. При этом количество фишек растет, но не просто так, а потому, что кому-то все это нужно. Хотя бы в качестве флага, которым махают перед глазами пользователей для их привлечения: "Наш MP3 плейер теперь умеет сам искать описание треков в CDDB!" :-/

Skynin комментирует...

Корпорации, а точнее маркетологи, несущие маркетинговый бред о том,
Бред - это вера в теории заговора и массового гипноза. И в то что не "спрос рождает предложение" а "предложение рождает спрос". И в то что "конфетки дети не любят", а им их - навязывают.
Маркетологи, в лучшем случае, исследуют страсти людей, и предлагают их "удовлетворение". При том что страсти - не удовлетворяемы по своей природе.
"Теории о маркетологах" возникают из непонимания человеческой психики. Вот они то, маркетологи худо-бедно ее понимают, и потому приносят прибыль корпорациям.

Десктопный Linux - прекрасное подтверждение моих слов.
Наоборот - пока рюшечками "кеды" не обвешивали, не было и того процента что сейчас. И пришлось таки - обвешивать, потому что оказалось что "правильный" линух нужен только специалистам, а пользователям - и даром не нать.

Правда, оказалось пользователи не такие тупые, и кроме рюшечек хотят чтобы оно само еще и работало. Из коробки. И как их "сисадмины" не убеждают что консоль это круто, что мышка не нужна - все не ведутся, окаянные!

Кстати тут и один из ответов - это творцам нужно чтобы технология была неудобной. Пользователю=обывателю "ежика в тумане" хочется смотреть, а не рисовать самому. Он даже готов заплатить.

Если не за счет дополнительных ненужных фишек
Вы попробуйте ребенку объяснить, что ему не нужны - конфетки, печеньки и кока-кола. Тогда может поймете и про "маркетологов"

eao197 комментирует...

>И в то что не "спрос рождает предложение" а "предложение рождает спрос".

Объективности ради нужно сказать, что временами это проблема курицы и яйца. Когда на рынок выходит какой-то новый продукт (патефон, мобильный телефон или электронная почта), то необходимо сначала приложить определенные усилия для создания спроса. Поскольку публика может оказаться не готовой к чему-то новому.

Но это так, маленькая ремарка.

Skynin комментирует...

Объективности ради нужно сказать, что временами это проблема курицы и яйца. Когда на рынок выходит какой-то новый продукт (патефон, мобильный телефон или электронная почта), то необходимо сначала приложить определенные усилия для создания спроса.
Если рассматривать только товарный спрос - то да.
Но спрос, теми же маркетологами понимается шире. Есть например спрос на престижность: и не нужен тебе айфон - но чтобы не чувствовать себя ущербным - голодать будешь но купишь.

А вот создать рекламу, что твою потребность в престижности обладания удовлетворит такой то конкретный товар - задача рекламистов, которым маркетологи рассказали.

Кстати, теорию о всесильности маркетологов активно развивают именно маркетологи. Об этом можно почитать в их книжках и рекламных буклетах. Они так же продают свои услуги, и превозносят свою важность, чтобы повысить стоимость своих услуг. Хотя, ИМХО, чаще они попадают впросак, и анализируют уже оформившийся спрос, или интерполируют фактическую ситуацию. А вот гейтсы с джобсами - куда более тонко интуитят невысказанный, невидимый спрос.

Народные массы же подхватывают эту версию, потому что она избавляет от неприятной самокритичности - "что ж я дурень такой купил эту плазму, хотя смотреть по ней некогда и нечего?" А так - да это они, треклятые меня опутали, загипнотизировали, и пр.

Поскольку публика может оказаться не готовой к чему-то новому.
Мода - это потребность отличаться от ближайшего поколения. Поэтому она - вечна.
Если публика не хочет нового - ей и не всучишь это.

"Дурак то дурак, а мыла - не ест"

1 комментирует...

псих!

eao197 комментирует...

2Lamer:

художник :)

(не всегда одно можно отличить от другого)

1 комментирует...

Это так его ёжик в тумане говорил про летучих мышей :-)