пятница, 3 декабря 2021 г.

[work.business] Нежданная засада с оценкой затраченного времени

Не смотря на то, что наша маленькая компания существует уже более пяти лет, мы редко выполняли работы для заказчиков, в основном же концентрировались на создании и продвижении собственных продуктов.

А в тех немногих случаях, когда мы делали что-то под заказ, то это было, в основном, возвращение к жизни и приведение в порядок уже существующих проектов. Где не приходилось выдумывать что-то новое, скорее нужно было просто копать отсюда и до обеда.

Работали мы по схеме time-and-material, т.е. выставляли счета заказчикам исходя из затраченного нами времени. И с подсчетом этого самого затраченного времени проблем не было как раз из-за работы в режиме "отсюда и до..."

Даже в случае, когда мы сделали проект, фактически, с нуля, все равно особых сложностей с подсчетом человекочасов не возникало. Т.к. основные проектные решения как-то сами-собой родились еще в процессе написания ТЗ.

Но вот в текущем заказном проекте (в котором мы также работаем по схеме time-and-material) недавно возникла ситуация, с которой мы пока еще не сталкивались. Потребовалось именно что родить идею.

А вынашивание и рождение идей -- это процесс недетерминированный и плохо контролируемый. Плюс к тому, сам я (как выяснилось) отношусь к людям с рывковым типом производительности, т.е. пока идея не выкристаллизовалась в голове, большую часть времени страдаю какой-то левой фигней.

На практике это выглядело так: садился с блокнотиком и начинал записывать какие-то мысли по поводу задачи. Первые минут 15 это более-менее получалось. Затем мысли начинали разбегаться кто-куда и еще минут 15-20 я с этим хоть как-то справлялся, возвращая их в нужное русло. Но в последующие полчаса все неизбежно скатывалось в состояние, когда в голове образуется неконтролируемая каша из разрозненных кусочков и обрывков, после чего наступало понимание что все, финиш. Блокнотик откладывался в сторону, а я тратил время на не имеющую отношения к задаче ерунду.

Таких подходов в рамках рабочего дня было, как правило два, иногда три. Что давало 1.5-2 часа в день про которые с чистой совестью можно было сказать, что они потрачены именно на нужды заказчика.

Однако, проблема заключается в том, что плотно заниматься чем-то другим в эти дни больше не получалось.

Как я понимаю, суть в том, что после часа безуспешного выкуривания бамбука с блокнотиком работа моего мозга над задачей не прекращалась, просто переходила на подсознательный уровень. Этот уровень оказывался загруженным, и на то, чтобы взяться еще за какую-то другую серьезную задачу уже не оставалось ресурсов. Т.е. ответить на email -- пожалуйста, сделать мелкий и тривиальный фикс -- сколько угодно, пролистать какую-нибудь статью или обсуждение в чатике -- без проблем. Но вот сесть и запрограммировать что-то или же написать кусок для новой статьи (или даже заметку в блог) -- вот это уже никак.

В итоге, на рождение идеи было затрачено чуть больше недели календарного времени. Фактического времени было залогировано 12 часов. На то, чтобы зафиксировать получившееся в тексте и затем дать заказчику необходимые разъяснения ушло 5 часов (все это в течении одного рабочего дня).

Что заставляет задуматься о том, а как же правильно оценивать трудозатраты по заказному проекту вот в таких случаях, когда приходится рожать идеи и это происходит подобным образом.

Фиксировать только время, которое было затрачено на сидение с блокнотиком -- это явная работа себе в убыток. С другой стороны, логировать по 7 или 8 часов в такие дни совесть не позволяет, ведь большую часть этого времени я, фактически, бил баклуши и гонял своих собственных тараканов. Да и не хочется провоцировать вопросы со стороны заказчика о том, неужели несколько страничек сумбурного текста потребовали 40 рабочих часов подготовки...

Вот впервые оказались в такой ситуации. Есть о чем подумать.

Когда занимаешься разработкой собственных продуктов, о таких вещах беспокоится не приходится.

PS. Раз уж пошла такая пьянка, поделюсь еще одним наблюдением. По нашему опыту выходит, что даже когда по заказному проекту идет плотная работа с минимумом задержек и отвлечений, все равно выходит где-то по 110-120 часов на человека в месяц. Максимум. Остальное время либо мы на что-то вынуждены отвлекаться, либо заказчик что-то не предоставил, либо ждем какого-то подтверждения/согласования или доступности чего-то/кого-то, либо еще что-то (типа болезни, мелких форсмажоров и т.п.). Из этого следует то, что нельзя подходить к расчету предполагаемой выручки по формуле Rh*160 (где Rh -- это почасовой рейт), в реальности выйдет, в лучшем случае, Rh*120.

PPS. Не знаю, зачем этот пост был написан. Возможно, кому-то, кто задумывается о начале собственного бизнеса, будет интересно прочитать о том, во что мы сами вляпываемся.

среда, 1 декабря 2021 г.

[life.cinema] Очередной кинообзор (2021/11)

Подошло время очередного кинообзора. В этот раз будут впечатления о нескольких фильмах и одном сериале (плюс маленький бонус в конце).

Фильмы

Красное уведомление (Red Notice, 2021). Отличный развлекательный аттракцион, в котором смешались "Телохранитель жены киллера", "Индиана Джонс", "Сокровища нации" и даже знаменитая белка из "Ледникового периода". Но ни в коем случае не следует искать в этом кино чего-либо серьезного, это чистой воды развлечение.

Финч (Finch, 2021). Неплохо сделанный и, в общем-то, прикольный фильмец. Но очень уж прямолинейный, предсказуемый, затянутый и, поэтому, унылый.

Небо (2020). Красиво снято. Но саму по себе историю рассказали настолько плоско и неинтересно, что прямо обидно. Да и количество пафоса зашкаливает ну совсем уж неприлично. А вот увидеть в эпизодической роли Владимира Онокоя было неожиданно :)

Веном 2 (Venom: Let There Be Carnage, 2021). По сравнению с первой частью сделано откровенно халтурно. Если первый фильм зашел, то можно и вторую часть глянуть, но без ожиданий чего-то стоящего.

Шан-Чи и легенда десяти колец (Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings, 2021). Очередное кино про очередной кусочек вселенной Marvel. Может быть интересен тем, кому нравятся фильмы по комиксам от Marvel, да еще и сдобренные восточными единоборствами. В принципе, можно и посмотреть, благо юмор в фильме не позволяет воспринимать его всерьез.

Армия воров (Army of Thieves, 2021). Красиво снятая фигня.

Амнезия (Awake, 2019). Нудная и затянутая муть.

Сериал

Основание (Foundation, 2021, первый сезон). Ну очень красиво и качественно снято. Местами прям казалось, что в сериале графон сильно получше, чем в некоторых нынешних "блокбастерах". И по началу даже более-менее неплохо заходил. Была слабая надежда, что авторы попытаются удержаться в рамках научной фантастики. Но нет, без суперспособностей (предсказания, околопророческие видения) у ключевых героев все равно не смогли обойтись. Поэтому досматривал только чтобы посмотреть, закончат ли первый сезон на каком-то логическом финале (или хотя бы полуфинале).


Отдельно выскажусь по двум "знаковым" премьерам, которые не очень-то и хотелось смотреть, но все таки посмотрел (что поделать, смотреть сейчас вообще нечего, вот и приходится...)

Завершающий фильм бондианы с Крейгом. Боюсь, это самый слабый фильм про Бонда за последние лет 20-25. По впечатлениям, так вообще как будто смотришь что-то из бондианы времен 1970-х годов. Ну и главный вопрос: неужели владельцы бондианы зарезали курицу, которая несла им золотые яйца? А если нет, то как они собираются выруливать после смерти своего главного героя?

Новая "Дюна" от Вильнева. Ожидал унылое говно, его же и получил. И здесь все закономерно. Во-первых, сам литературный источник, как по мне, так откровенно уныл. Во-вторых, явственная попытка растянуть хронометраж дабы запустить многосерийный проект. В общем, звезды сошлись. Да еще и тетенька в качестве Лиет Кайнс... Понятно, что современная повесточка, но все-таки. Хотя вот визуальная и аудио-составляющие отличные, этого у Вильнева не отнять.