В процессе подготовки доклада к GECon-2017 раскопал небольшой список основных, на мой взгляд, вех в развитии C++. Вроде как этот список впервые был написан для RSDN-а, ну и для того, чтобы искать его было проще, решил утащить в блог.
Любопытно, что если выбрать любую временную точку из истории развития C++, то в ней будет свое понятие "modern C++". Хотя у тех, кто оказался покусан Александреску и все еще находится в здравом уме и трезвой памяти, "modern C++" все-таки связан с тенденциями, которые начались в начале 2000-х именно с книги Андрея Александреску "Modern C++ Design" (хотя корни, по моему, уходят в 1992-1993, когда Алекс Степанов взялся за STL на C++). Ну и как по мне, только где-то с C++14 язык C++ стал достаточно удобным для того, чтобы описанные Александреску в 2001-ом году приемы могли бы использоваться массово. Но это мое личное мнение, никому его не навязываю.
Вот, собственно, моя краткая ретроспектива основных вех в развитии C++:
- С++ вышел в свет в 1985-ом году, без множественного наследования, пространств имен, шаблонов и исключений;
- в 1988-ом году в C++ добавилось множественное наследование, const-методы, protected-модификатор;
- в 1990-ом в C++ добавили пространства имен, шаблоны и исключения. Где-то через год-полтора после этого Степанов выбрал C++ в качестве языка для своих экспериментов в области обобщенного программирования (используемые до этого Степановым Scheme и Ada оказались недостаточно(!) выразительными для этого);
- в 1993-ом году про STL Степанова стало известно и начались работы по включению STL в стандарт C++;
- в 1994-ом году выходит "Design and Evolution of C++", в которой Страуструп говорит о C++, как о мультпарадигменном языке программирования. И о том, что не следует относиться к C++ как к "чисто объектно-ориентированному" или "чисто процедурному" языку программирования;
- где-то в 1994-1995-годах в C++ случайно открыли такую штуку, как template metaprogramming. Что дало старт теме программирования на C++ных шаблонах;
- в 1998-ом году зафиксирован стандарт C++98, в котором оказался STL от Степанова (причем и сам STL был доработан, и C++ был "дотянут" до того, чтобы уметь поддерживать STL);
- в 1999-ом году началось развитие Boost-а. В качестве полигона для новых идей для C++. Откуда затем в стандарт C++ придут shared_ptr и пр.;
- в 2001-ом году вышла книга Александреску "Modern C++ Design", которая максимально популяризировала тему программирования на C++ных шаблонов (этой теме к тому времени уже было порядка 7 лет);
- в 2003-ом году был зафиксирован корректирующий стандарт C++03. Приблизительно тогда же более-менее полные реализации C++98 стали доступны на большинстве платформ;
- 2003-й год: в Boost попадает MPL -- фреймворк для метапрограммирования на шаблонах;
- в 2003-ом году в свет выходит LLVM, проект, который затем попадет под крыло Apple и приведет к появлению clang;
- 2004-2005-й годы: Boost становится двигателем новых библиотек в стиле Modern C++, изрядная часть Boost-а представляет из себя header-only библиотеки шаблонов;
- в 2007-ом году появляется первая публичная версия компилятора clang. Который стал очень быстро развиваться и быстро стал основным компилятором для платформ от Apple, затем для FreeBSD и, позднее, для Android-а. Появление clang-а очень сильно подстегнуло развитие других мейнстримовых компиляторов, в первую очередь GCC и MSVC;
- 2011-й год: стандарт C++11. Целая куча нововведений, расширяющих возможности шаблонов и метапрограммирования: variadic templates, constexpr, auto, decltype, ...;
- 2014-й год: стандарт C++14. Еще больше возможностей для шаблонов и метапрограммирования, в частности, снятие ряда ограничений для constexpr, более простой auto для функций;
- 2015-2016: появление библиотек вроде Boost.Hana;
- 2017-й: зафиксирован драфт стандарта С++17, значительная его часть уже доступна в GCC и Clang, часть проектов уже активно использует C++17 в продакшене.
Если вы выделяете какие-то другие вехи в развитии C++, то не сочтите за труд поделиться в комментариях. Ну, например, появление такой штуки, как expression templates, библиотека MFC, начало использования C++ в разработке операционных систем Windows и BeOS, библиотека Qt, среда KDE, проект LLVM, решение о переходе на C++ в GCC и т.д.