Размышляя время от времени над феноменом языка Go, над тем, что пишут на Хабре или обсуждают на профильных ресурсах (типа LOR-а или RSDN-а), закрадывается мысль, что в современных условиях сложные инструменты мало кому нужны. И я не могу понять, это объективная реальность такова или же это я вошел в пору конфликта "отцов и детей", но уже со стороны "отцов".
Но вот взять тот же C++, который сейчас повсеместно ругают за сложность. Забывая при этом, что сложность эта возникла не просто так, а как адаптация языка к тем прикладным нишам, в которых он активно используется. Сложная система шаблонов в C++ появилась не просто так же. Специализация шаблонов, к примеру, является следствием того, что обобщенные структуры и/или алгоритмы бывает нужно адаптировать к конкретным условиям. Ну это же объективная реальность такая: ты либо борешься со сложностью свой прикладной задачи посредством мощного инструмента, либо же тупо тратишь больше времени и усилий, обходясь намного более примитивными средствами. Скажем, там, где можно сделать один шаблон и применить его для 5 разнотипных наборов данных, можно же обойтись и без шаблона, посредством копипасты.
Мне часто вспоминается первое знакомство с C++ в далеком 1991-ом году. Язык был гораздо сложнее Паскаля и Бейсика. Но зато он позволял сделать свои классы Set и Matrix, которые бы ничем не отличались бы от встроенных в язык типов. А уж когда в C++ завезли шаблоны, то тут вообще такие бескрайние просторы открылись, что просто дух захватывало. Можно было сделать Matrix<T>, где T мог быть, скажем, Complex<U>, да и сам U мог быть не просто float-ом или double, а каким-то собственным FixedSizeFloat...
Конечно, C++ здесь не очень показательный пример, т.к. за его мощность нужно было платить унаследованными от C граблями. Но можно посмотреть и на другие знаковые языки 1980-х и 1990-х годов. Ada, например. Или Eiffel. Да взять ту же Java, которая вышла в свет в 1995-ом как очень примитивный язык. Который был вынужден со временем усложниться и заиметь таки генерики. С C# затем это так же произошло, но гораздо быстрее.
Т.е. в 1980-х и 1990-х, да даже в начале 2000-х, растущая сложность инструментария воспринималась как само собой разумеющееся. Думаю, что это происходило потому, что программистов было мало, сложность программ росла очень быстро, потребность в софте росла еще быстрее. Получалось, что когда программистов мало, а задача сложная, то решать ее методом грубой силы не получится, просто нет ресурсов. Значит решать ее можно было посредством более мощных, а значит и более сложных, инструментов.
Но потом что-то изменилось. Возможно, двумя последними языками из знакомых мне, которые пошли по пути создания сложного, но мощного инструмента, были D и Scala. А вот то, что стало появляться затем, образует уже иную тенденцию. Go -- это вообще какой-то крайний случай. А вот языки, вроде, Ceylon, Kotlin и даже Rust, как мне кажется, идут по пути снижения сложности, но при этом предоставления пользователям достаточной мощности. Хотя "достаточной" -- это относительное понятие. Например, нет в Rust-е нормального ООП и кому-то Rust может казаться достаточно мощным, а кому-то -- нет.
Думается, что все это таки объективно. Подавляющему большинству разработчиков сейчас не нужны сложные инструменты. Ибо изменился "ландшафт" программирования. Сложных задач в процентном отношении становится меньше. Больше становится рутины, в которой основная сложность не в самом программировании, а в организации процесса разработки: от общения с заказчиком и формализации требований до интеграционного тестирования и запуска в эксплуатацию. Программист -- это винтик, который должен быть быстрообучаемым и легкозаменяемым. Чего сложно достигнуть, если программист будет использовать C++ или Scala, а не Go или Kotlin.
Комментариев нет:
Отправить комментарий