Закончил читать книгу "Великие по собственному выбору". Один из авторов которой, Джим Коллинз, отметился серией бестселлеров "Построенные навечно" (мне не понравилось), "От хорошего к великому" (не читал), "Как гибнут великие" (хотел бы прочесть, но нигде не продают ее электронную версию). Теперь вот следующая книга в этой серии, на этот раз в соавторстве с Мортеном Хансеном.
Первые страниц 200 занимает обсуждение результата анализа нескольких компаний, разделенных на пары. Первой компанией в паре была компания, показавшая до 2002-го года результат, в 10 раз превосходящий средний по своей отрасли. Второй в паре была компания, которая очень похожа по размерам, истории и целям, но которая не смогла добиться успеха в тех же самых временных рамках.
Авторы книги утверждают, что они обнаружили несколько общих черт, которые присущи выдающимся компаниям (которые в книге называются 10-кратники). Несколько общих принципов, которые, по мнению авторов книги, привели компании 10-кратники к тем самым выдающимся результатам. Соответственно, на первых 200-х страницах обсуждаются эти принципы, то по отдельности, то вместе.
Завершающие 100 страниц -- это рассказ о том, как само исследование проводилось. Эту часть книги я не читал, только слегка просмотрел. Как по мне, завершающая треть книги может быть интересна только тем, кто сам собирается провести какое-то подобное исследование.
Мои впечатления следующие:
- первые 2/3 книги читаются легко и интересно, много примеров из разных областей. Воды не много, хотя и не обошлось без типичной англосаксонской манеры неоднократно повторять одно и то же на разные лады. Так что если ничего из Коллинза раньше не читали, смело можно взять и познакомиться с творчеством автора;
- некоторые моменты, о которых лично я имел несколько другое мнение, заставляют задуматься о том, а насколько вообще авторы книги понимают специфику определенных прикладных областей и правильно ли они интерпретируют обнаруженные ими в процессе исследования факты. Например, рассказ о том, как Microsoft относилась к разработке OS/2 для IBM и как Microsoft "подстраховалась" от рыночной неудачи OS/2 продолжая работу над своей ОС Windows. Если читатель более-менее в курсе истории отношений Microsoft-а и IBM, а так же в курсе истории развития OS/2 и причин неудачи OS/2 на рынке, то у него могут возникнуть возражения против точки зрения авторов книги (у меня, например, возникли). Соответственно, ловишь себя на мысли, что есть есть несостыковочка здесь, то может она не одна такая? И насколько тогда можно доверять выводам авторов?
- у меня сложилось ощущение, что ключевыми факторами, на которых авторы книги пытались заострить внимание читателей, являются: здравый смысл, последовательность и дисциплина. Что очень сильно, на мой взгляд, пересекается с ключевыми факторами из "Живой компании" Ари де Гиуса. А раз так, то смело можно обойтись чтением "Живой компании" вместо "Великие по собственному выбору".
Так что, если вы пока еще не прочитали "Живую компанию" и, например, "Управление жизненным циклом корпорации" Ицхака Адизеса, то лучше сперва прочесть эти две книги, а не "Великие по собственному выбору". Ну а если это все уже прочитано, но хочется прочитать что-нибудь именно из Коллинза, то тогда можно и "Великие по собственному выбору" осилить. Хуже точно не будет.
PS. Кажется, читая про Zappos и про Twitter, встречал упоминания о Джиме Коллинзе как о "гуру" от бизнеса и менеджмента, репутация которого базируется на успехе книг "Построенные навечно" и "От хорошего к великому". Но вот я прочел уже вторую его книгу и мне сложно понять, почему Коллинз считается таковым "гуру".