Даже до меня долетел шум вокруг компании Xsolla с весьма необычным обоснованием необходимости уволить 150 человек. Для тех, кто как и я, в танке, вот несколько материалов на тему:
Xsolla уволила часть сотрудников пермского офиса после «анализа их активности» в рабочих чатах,
Xsolla предположительно уволила ряд сотрудников в Перми после анализа их рабочей активности,
«Мы формально еще никого не уволили. Мы сказали: компания вас не ценит» Интервью основателя Xsolla Александра Агапитова, который объявил, что разом увольняет 150 «невовлеченных» сотрудников (и тут началось).
Больше всего у меня от этой истории подгорело из-за того, что 99.9% обсуждающих эту тему a) не имеют к ней никакого отношения и b) не почувствуют на себе никаких последствий.
Ну а раз так, то позволю и я себе пару циничных высказываний.
Во-первых, это решение собственника компании. Имеет право.
Компания его, мало кто в состоянии осознать сколько всего владелец пережил и на что шел, чтобы сейчас его детище было таким, какое оно есть. И если владелец считает, что нужно пойти на сокращение 150 человек, то он имеет на это право. Как и на то, чтобы отбирать людей на увольнение по любым понравившимся ему критериям. Вне зависимости от того, что об этих критериях думают сами увольняемые или праздная публика, которая исходит на лучи известной субстанции в Интернетиках.
Так что еще раз, главное: он владелец, он может делать что хочет. В этом-то и весь смысл.
Во-вторых, нахожусь при мнении, что публика в Интернетиках так сильно возбудилась потому, что 99% возбудившихся -- это наемные сотрудники на зарплате. И часть из возбудившихся отчетливо понимает, что собственники бизнеса с ними могут поступить точно так же. А кто не понимает отчетливо ("малолетних дебилов" в ИТ всегда было в избытке, несмотря на миф о том, что это якобы высокоинтеллектуальная сфера деятельности), те что-то подозревают на уровне подкорки.
Очень неуютно признаваться себе в том, что сейчас у тебя все хорошо, ты нормально устроился, вкладываешься в любимую работу, получаешь за это приличные (по местным меркам) деньги... А завтра тебя могут пинком под зад выставить на мороз. Просто потому, что собственник бизнеса так решил. И право имеет.
Но признать это нужно. Welcome to the real world, как грится.
В-третьих, по поводу негативных предсказаний тяжелых последствий для Xsolla. Мол, после такого PR-а из Xsolla должен начаться массовый исход и вскоре там останется только сам владелец и пара-тройка калек, которых больше никуда не берут.
Чтобы оценить, насколько такой исход вероятен, нужно учесть, как минимум два важных фактора (на самом деле их больше, но для нестоличных городов роль этих двух факторов очень велика).
Первый фактор -- это емкость местного рынка труда и способность этого рынка быстро поглотить освобождающиеся ресурсы. Что-то мне подсказывает, что Пермь -- это не Москва, не Питер, не Новосибирск. И если из Xsolla за короткое время уволится, скажем, 500 человек, то работы для большинства из них в Перми может просто не быть. И если это так, то никакого массового исхода не будет.
Второй фактор -- это специализация тех, кто работает в Xsolla. Если там большое количество людей работали над каким-то собственным, заточенным под специфическую задачу продуктом, то этим людям сложно будет найти новую работу на которой их специализация была бы востребована. В таких условиях очень многие предпочтут ничего не менять, т.к. их катаклизмы не коснулись, их и здесь неплохо кормят, а просто так отказываться от гарантированной миски похлебки готовы не только лишь все.
Так что лично я думаю что негативный PR не окажет на жизнеспособность Xsolla существенного влияния. И если у компании устойчивое положение на рынке, идет поступательное развитие и не случится какого-то внезапного "черного лебедя", то Xsolla будет себе спокойно жить дальше. Благо через пару лет об этом скандале мало кто будет помнить.
Ну и напоследок сухой остаток:
- мы живем в условиях капитализма, так что да, "в*бывай или у*бывай", по другому никак и не вы решаете достаточно ли вы "в*бываете";
- если вы собственник бизнеса или собираетесь им стать, если ТОП-менеджер или метите в таковые, то данный случай можно использовать для того, чтобы сделать собственные выводы о том, какие способы контроля и управления вы готовы применять и к каким последствиям это может привести;
- если вы обычный наемный сотрудник, то это лишний повод посмотреть на мир без розовых очков и подумать о мерах, которые помогли бы вам, окажись вы сами в числе тех, кого решили выставить на мороз.
PS. Отдельная часть шума -- это обсуждение того, как можно обосновать увольнение "показателями big-data". Ну ё-маё, это даже не серьезно. Суть же в том, чтобы тем или иным образом определить список подлежащих увольнению. Обставить это все потом с формальной точки зрения можно так, чтобы не подкопались. Особенно, если владелец готов идти на нормальные выплаты при увольнении. Как и сделать невыносимой дальнейшую работу тех, кто решит пойти на принцип и захочет остаться прикрываясь соблюдением бюрократии.
На мой взгляд, основной взрыв вызвало нарушение делового этикета. Увольняемый сотрудник, это уже почти посторонний человек, та публичная форма обращения, которая была выбрана однозначно нарушает деловой этикет (приближаясь к хамству). Такое обращение к почти посторонним людям, показывает стиль общения принятый внутри компании, и это тоже возмущает людей. Собственно нарушение делового этикета и привело к выносу данной ситуации в еще более публичное пространство и дальнейшие события.
ОтветитьУдалить