Во второй части попробую рассказать об аспектах, которые имеет смысл принимать во внимание при выборе наушников.
Какие-то из них могут стать принципиально важными. Например, тип и форма наушников, т.к. если вы знаете, что заушные внутриканалки вам не садятся в принципе, то нет смысла и смотреть в эту сторону.
Какие-то аспекты (вроде съемного кабеля) наверняка будут лишь дополнительным фактором.
В общем, давайте пробежимся по некоторым вещам, которые лично мне хотелось бы знать заранее, но которые пришлось осваивать самостоятельно.
Поскольку вся эта серия посвящена закупке наушников на Aliexpress, то и картинки для иллюстраций я без зазрения совести утащил именно оттуда.
Ликбеза про импеданс, чувствительность, АЧХ и пр. параметры не будет
У наушников есть ряд важных технических характеристик, вроде импеданса, чувствительности, амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) и пр. Не буду делать ликбез по всем этим параметрам, ибо есть отличная статья, где все это уже сделано: https://www.mobile-review.com/articles/2016/sound-likbez.shtml Тем более, что таких статей не одна и не две, в Google можно найти материалы на любой вкус и уровень подготовки.
Скажу лишь кратко: если вы берете себе наушники для прослушивания музыки на телефоне или ноутбуке, без каких либо усилителей сигнала, то смотреть следует в сторону моделей с небольшим сопротивлением (импедансом): до 32Ом, лучше поменьше -- 16-20Ом. Просто у телефонов/ноутбуков слишком слабенький аудиовыход чтобы "раскачать" (т.е. заставить работать в полную силу) наушники с большим сопротивлением.
Если же у вас есть USB-ЦАП или специализированный Hi-Fi аудиоплеер, то можно брать наушники и с большим сопротивлением. Но в этом случае мои советы вам вряд ли нужны :)
Кратко про типы излучателей, многодрайверные и гибридные наушники
Типы излучателей
Та штука внутри наушника, которая отвечает за произведение звука, называется излучатель или драйвер. В мобильных наушниках, в основном, используются излучатели двух основных:
1. Динамические. Обычный давно всем известный динамик. Динамические излучатели могут отличаться друг от друга материалом, из которого изготовлена мембрана, а также количеством излучающих элементов (т.е. несколько колеблющихся мембран в одном динамике). Могут быть разного диаметра: 16mm, 15.4mm, 14.8mm, 14.2mm, 10mm и т.д. Чем больше диаметр, тем более мощный и объемный бас динамики способны производить (в теории).
2. Балансные арматуры (излучатели с сбалансированным якорем). Малюсенькие металлические коробочки с крохотным соплом. Внутри которого расположен маленькая пластинка (якорь), колеблющаяся под воздействием магнитного поля. Именно колебания якоря и производят звук.
Иногда можно встретить пьезоэлектрические и даже магнепланарные излучатели. Но это большая редкость.
Считается, что динамические излучатели дают наиболее привычный нам, теплый и естественный звук. Если кому-то нужны мощные басы (в том числе и саб бас, который ощущается даже не барабанной перепонкой, а кожей и костями черепа), то нужно смотреть в сторону именно динамических излучателей.
С другой стороны, динамическим излучателям с трудом даются музыкальные композиции, в которых активно сочетаются и низкие, и средние, и высокие частоты. Т.к. для качественного воспроизведения этого многообразия требуется мембрана высокого качества, а это сразу же сказывается на цене динамика.
Балансные арматуры, напротив, не могут дать густой и насыщенный бас, зато они способны отрабатывать быстрые звуки намного резче и четче. Однако, в балансной арматуре сложно поддержать широкий диапазон частот (т.е. от басов до высоких), чем шире поддерживаемый балансной арматурой диапазон, тем она дороже.
Некоторым людям может не нравится звук высоких частот, издаваемых балансными арматурами. Он может звучать неественно резко и холодно. Из-за чего, например, аккордеон или даже рояль (классическая гитара), там где музыкант уходит наверх, могут ощущаться как неприятный "пилящий" звук. Это нужно принимать во внимание, такое имеет место быть.
По поводу балансных арматур, их достоинств и недостатков, есть хорошая статья: https://habr.com/ru/company/soundpal/blog/378671/ Желающим погрузиться в тему настоятельно рекомендую.
Многодрайверные наушники
Поскольку сделать драйвер, который отлично воспроизводит широкий диапазон частот сложно, а значит дорого, то производители наушников пошли по простому и логичному пути: вместо того, чтобы ставить один дорогой драйвер, который бы отыгрывал все частоты, можно поставить несколько драйверов, каждый из которых будет более-менее нормально отыгрывать только какой-то свой диапазон.
Например, в трехдрайверных наушниках один излучатель может отвечать за низкие частоты, второй -- за средние, третий -- за высокие.
Это и есть идея многодрайверности.
При этом, что забавно, какие-то производители считают количество драйверов в одном наушнике, а какие-то общее количество драйверов в обоих наушниках. Например, в модели TRN BA5 пять драйверов в одном наушнике, тогда как в модели CCA C10 десять на оба наушника (т.е. опять же пять драйверов в одном). Поэтому нужно внимательно читать описание модели, чтобы понимать, с чем именно имеешь дело.
В многодрайверных наушниках могут стоять как драйвера одного типа (например, два или три отдельных динамических излучателя, или же восемь балансных арматур), так и драйвера разных типов -- получаются гибриды, о которых речь пойдет ниже.
Гибридные наушники
Следующим логичным шагом после помещения нескольких драйверов в один корпус стало использование излучателей разных типов. Например, динамический драйвер отвечает за низкие частоты, а балансная арматура -- за средние и высокие.
Это гибридные наушники.
Иногда гибридами называют наушники, в которых строго два типа излучателей (как правило это динамические+арматурные). А трибридами могут называть наушники с тремя типами излучателей (динамические+арматурные+пьезо). Но, как по мне, так гибриды -- это просто комбинирование разных типов источников и не важно, сколько именно разных типов использовано.
Наиболее распространенная схема гибридов -- это динамический излучатель (возможно двойной) для басов и одна или несколько балансных арматур для средних и высоких частот.
Разделение частот в многодрайверных наушниках
Как правило, в многодрайверных наушниках используют т.н. кроссовер -- небольшую плату внутри наушника, которая разделяет входящий сигнал по частотам: нижние направляются на излучатели для низких частот, средние -- на излучатели для средних и т.д.
Говорят, что качество кроссовера может сказываться на звуке: могут быть слышны места "склейки" драйверов. Я сам с таким не сталкивался, но обзорщики говорят об этом регулярно. Так что, исходя из здравого смысла, такое может иметь место быть. И если вы собрались покупать себе многодрайверную модель, то обратите внимание, жаловался ли кто-нибудь на проявление этого эффекта в выбранной вами модели.
Внутриканальные наушники и наушники-вкладыши
Мобильные наушники можно разделить на два основных типа: внутриканальные и вкладыши.
Со вкладышами все понятно -- это давно привычная и классическая модель. Вкладыши бывают разных размеров, с немного разными формами корпусов. Какие-то вкладыши можно носить только с классической посадкой (т.е. проводом вниз), какие-то можно носить и с заушной посадкой.
Вроде бы, вкладыши подходят всем. У кого-то, правда, они могут не очень хорошо держаться в ушах, но это решается дополнительными силиконовыми кольцами или одеванием нескольких амбушюр сразу (или, напротив, использованием наушников без амбушюр вообще).
Вкладыши обеспечивают посредственную звукоизоляцию. Поэтому слушать вкладыши в шумных условиях так себе идея, придется слишком сильно увеличивать громкость, что не есть хорошо. С другой стороны, во вкладышах ходить по улице безопаснее, т.к. окружающие звуки до тебя все-таки доносятся (как по мне, так на улице вообще не следует ходить в наушниках, если только это не занятия спортом на заведомо безопасных площадках).
Поскольку вкладыши не направляют звук прямо в слуховой канал, то звук от вкладышей воспринимается не так, как от внутриканальных. Иногда возникает ощущение, что звук доносится с некоторого расстояния, растеряв часть громкости и мощности, поэтому хочется вдавить наушники поглубже в ухо. Так бывает, когда форма вкладыша оказывается недостаточно удобной для конкретного уха.
Я не встречал многодрайверные вкладыши. Разве что вкладыши с единственным, но продвинутым, динамиком с несколькими диафрагмами.
Внутриканальные наушники от вкладышей отличаются тем, что у них есть основной корпус, в котором расположен излучатель (или излучатели), и тонкий звуковод. На звуковод одевается амбушюра и звуковод помещается прямо в слуховой канал.
Внутриканальные наушники доставляют звук непосредственно в слуховой канал, а правильно подобранные амбушюры обеспечивают гораздо более лучшую звукоизоляцию, нежели вкладыши. Так что звук внутриканальных наушников воспринимается сильно иначе, более четко и громко.
Внутриканальные наушники я делю на две группы. Самая маленькая группа -- это т.н. "затычки". Как правило, небольшие корпуса с одним-двумя излучателями внутри. Носятся в классическом варианте: проводом вниз.
Самая большая группа -- это заушные мониторы. Заушные потому, что для ношения провод располагается за ухом. А мониторы потому, что свое происхождение они ведут от модели мониторных наушников для музыкантов, которые появились в середине 1990-х годов.
Основная пакость внутриканальных наушников, в особенности, заушных мониторов, в том, что уши у всех разные. И слуховой канал у всех разного диаметра и разной формы. Поэтому внутриканалки, которые идеально садятся в одно ухо, могут совершенно не подойти другому человеку.
Я смог убедиться в этом на своем опыте: KZ ZSN Pro вообще мне не садились, тогда как близкие к ним по форме NiceHCK DB3 сели гораздо лучше, а похожие на обе эти модели CCA C10 сели еще лучше. Ну а самыми удобными для меня лично оказались QKZ VK1 и CCA CA16.
Кроме формы наушника роль играет и длина+диаметр звуковода наушника. Например, в Senfer DT6 Pro очень толстый звуковод, раза в два толще, чем у CCA CA16. Если у вас узкий слуховой канал, то модели с толстыми звуководами лучше обходить стороной, во избежание.
Кроме того, есть люди, которые вообще крайне болезненно воспринимают попытки разместить что-либо в слуховом канале. Если вы из таких людей, то внутриканальные наушники, к сожалению (или к счастью) не для вас, вам остается смотреть в сторону вкладышей или легких накладных наушников.
Встречал мнение, что внутриканальные наушники при длительном использовании могут серьезно и негативно повлиять на слух. Во-первых, за счет более сильного воздействия звуковых волн на саму барабанную перепонку. Во-вторых, в слуховом канале более интенсивно образуется сера, которая затем может накапливаться в избыточных количествах на перепонке и, тем самым, повреждать ее.
Амбушюры сильно влияют на звук внутриканальных наушников
Сам сперва к этому относился скептически, но убедился, что так оно и есть.
Обычно внутриканальные наушники комплектуются несколькими парами дополнительных амбушюр (чем дороже наушники, тем больше там дополнительных комплектов). Попробуйте разные. Во-первых, важно подобрать амбушюры по размеру, чтобы не было дискомфорта. Во-вторых, амбушюры очень сильно влияют на количество и качество басов. Так что если вам баса не хватает или, напротив, его слишком много, то попробуйте другой комплект амбушюр.
Также амбушюры можно покупать отдельно. Они бывают совершенно разные по совершенно разной цене. Порекомендовать ничего не могу, т.к. сам в этой теме пока что полный профан. Обычно мне хватало чего-нибудь из комплекта, т.к. производитель подбирает амбушюры под особенности своих моделей.
Сменный или несменный кабель
Как правило, недорогие вкладыши и относительно бюджетные затычки идут с несъемным кабелем (хотя встречаются и дорогие модели у которых кабель несъемный).
Заушные мониторы, насколько я помню, практически всегда имеют сменный кабель.
Сменный кабель -- это круто. Реально круто.
Во-первых, кабель наиболее часто выходит из строя. Обычно в районе штекера (джека). В этом случае наушники относительно несложно починить. Хуже, когда кабель переламывается около самого наушника. Далеко не все наушники можно разобрать без повреждения излучателя. Сменный кабель решает эту проблему кардинальным образом: сменили вышедший из строя кабель на новый и продолжаем наслаждаться понравившимися наушниками.
Во-вторых, кабели очень сильно отличаются по качеству и по удобству использования. Если кабель несменный и у него микрофонный эффект (т.е. вы в наушниках слышите щелчки/гул когда кабель обо что-то стукается/трется), то это будет портить ощущение от использования наушников. Некоторые кабели склонны к запутыванию или к скручиванию. Такие кабели будут регулярно вызывать раздражение.
Так что, имхо, наушники со сменным кабелем предпочтительнее наушников с несменным кабелем. Особенно когда есть возможность купить только наушники, без каких-либо дополнительных аксессуаров. В этом случае вы точно знаете за что платите и имеете возможность снабдить свои наушники любым понравившимся именно вам кабелем.
Но, к сожалению, все это сразу же сказывается на цене. Т.к. разъемы для сменного кабеля на самих наушника -- это дополнительный вклад в их стоимость. Плюс добротный сменный кабель, минимум, 8USD. Но, вообще, цена на кабели может колебаться в очень широких пределах. Недорогие, но хорошие кабели стоят в районе 12-16USD. Конечно же, есть и гораздо более дорогие. А вот дешевле 8USD чего-то толкового я пока не видел (вроде бы есть модельки и по 5USD, но не щупал, не знаю).
Прямой или L-образный джек на кабеле
Несъемные кабели комплектуются разными типами джеков: и прямыми, и L-образными. Я даже не берусь судить, какой вариант встречается чаще.
Как по мне, так если наушники берутся для прослушивания музыки напрямую со смартфона или ноутбука, так L-образный штекер практичнее. Если же звук берется с USB-ЦАП или другого типа усилителя, то прямой штекер, имхо, предпочтительнее.
А вот сменные кабели с L-образным джеком -- это редкость. Я такие приобретал только от производителя HiFiHear по 15USD за штуку, что недешево. Плюс сам джек у этих кабелей весьма массивный. Нужен ли вам такой -- это уж сами решайте, но тяжелый штекер у мобильных наушников не есть хорошо, как по мне.
Если хочется иметь сменный кабель с небольшим пластиковым L-образным джеком, то, в принципе, можно купить DIY (do it yourself) кабель и нужного типа разъемы для подключения к наушникам (скажем, MMCX). Но стоить это будет недешево, т.к. те же сменные MMCX разъемы в DIY варианте продаются по 5-8USD за пару (если кто-то видел на Aliexpress варианты дешевле, то поделитесь, плиз).
Предостережение по поводу дешевых многодрайверных наушников
Хорошие излучатели не могут стоить дешево. Скажем, более-менее прилично звучащие динамические излучатели диаметром 15.4mm стоят, минимум, 4USD.
А теперь представьте, что вы видите многодрайверные наушники с 3-мя динамическими излучателями в каждом ухе за, скажем, 15USD.
Это три пары динамических излучателей. Если каждая пара обходится в 4USD, то только динамики должно были бы стоить 12USD. А как же еще и кабель (особенно если он съемный), набор амбушюр, коробка/упаковка. Ну и маржа производителя с продавцом...
Я это к тому, что в недорогих многодрайверных наушниках по определению не могут стоять качественные излучатели. А насколько хорошо производителю удалось согласовать между собой дешевые излучатели? Хотите ли вы тратить свои деньги, чтобы узнать это?
Как по мне, так лучше потратить 15USD на однодрайверную модель, чем на многодрайверную. Хотя в районе 20USD уже можно найти вполне приличные двухдрайверные модели.
Исключением могут быть разве что распродажи. Когда со скидками в 70-80% какой-то магазин распродает остатки моделей 2-3-х летней давности. Обычно в этом случае можно найти старые обзоры на подобные модели. И, если обзоры вас заинтересуют, то можно и попробовать. Правда, если такая модель вам понравится, то вряд ли вы сможете купить запасной комплект, т.к. все уже может быть распродано.
Предостережение по поводу комплектации наушников
Нужно понимать, что все дополнительные аксессуары, которые производитель кладет в комплект с наушниками -- кабель, амбушюры, футляр/чехол для наушников -- это же все не бесплатно, это все вносит свою лепту в стоимость.
Поэтому запросто может оказаться так, что наушники за 10USD, которые продаются только в виде корпусов, по качеству звучания могут оказаться лучше, чем наушники за 20USD, которые идут в солидной коробке, со сменным кабелем, с кучей амбушюр, с фирменным футляром. Просто потому, что в первом случае основная часть себестоимости наушников -- это излучатели. И они вполне могут быть качественнее, чем в наушниках за 20USD с богатой комплектацией.
YouTube обзорщики
Информацию о тех или иных наушниках я искал в Интернете. Есть куча текстовых обзоров и/или обсуждений на формах. Но, как правило, для более-менее заслуживающих внимание моделей обязательно будут видеообзоры на YouTube. И такие варианты интереснее, т.к. позволяют увидеть наушники "в живую". Все-таки видео передает больше информации, чем фотографии в тексте.
Я нашел несколько русскоязычных обзорщиков на YouTube. Наверняка на английском таких еще больше, но английский для меня сильно не родной, посему смотрю только русскоязычные обзоры.
Лично для меня наиболее объективными и толковыми выглядят обзоры на каналах soundcheck39 и Lostsolo Audio.
Еще можно перечислить каналы Михаила Грекова, SyncerTech, PortaFi, SoundPrice, но сам я к их выводам отношусь настороженно.
Так же можно посмотреть, как минский магазин NetBox рассказывает о наушниках и не только на YouTube: Netbox_techno и Netbox Reviews.
Для меня лично очень полезным оказался вышеупомянутый канал soundcheck39. Дело в том, что там для каждого обзора за последние год-полтора есть подборка музыкальных треков, на которых автор обзора рассказывает об особенностях наушников. Эти треки я скачиваю и использую для выслушивания своих наушников. Что и рекомендую делать всем желающим приобщиться к миру аудиофилии :)
Пару слов о специфическом сленге
Если вы, как и я, очень далеки от мира музыки, то используемый обзорщиками сленг может вызвать кучу вопросов.
К сожалению, я сам не сильно в этой теме, поэтому для меня многие понятия, вроде мид-бас, нижние средние, высокие средние, зона присутствия и т.д, все еще остаются загадочными и непонятными заклинаниями. Так же, как и характеристики вида "быстрый бас", "отличная детализация", "акцент на микроконтрасте", "правильно выстроенная сцена".
Так что если вы хотите во всем этом разобраться, то вам бы очень пригодились очные консультации какого-то опытного аудиофила или звукорежиссера. Который бы продемонстрировал вам все это на живых примерах.
У меня такого, к сожалению, нет. Поэтому пока что я разобрался только с несколькими самым базовыми понятиями, как то:
- темные наушники. Это наушники, у которых доминируют низкие частоты;
- светлые наушники. Противоположность темным, доминируют высокие частоты, дефицит низких частот;
- ВЧфилы. Любители высоких частот;
- ВЧфобы, противоположность ВЧфилов;
- басхеды. Любители мощных и раскатистых басов. Скорее всего при этом еще и ВЧфобы, но необязательно;
- нейтральная подача или мониторный звук. Это когда у наушников нет явных акцентов (приподнятости) на каком-то диапазоне частот. Как правило, нейтральная подача нужна профессионалам по обработке звука. Обычным слушателям мониторный звук может казаться скучным, т.к. мы лучше различаем средние частоты и если специально не выделять басы и верха, то они как бы уходят на задний план;
- V-шка (вэ-шка) или V-образная АЧХ. Это когда у наушников приподняты басы и верха, а средняя часть диапазона специально занижена. Из-за чего на графике АЧХ получается кривая, чем-то напоминающая растянутую букву V;
- прогрев наушников. Наушникам с динамическими излучателями требуется некоторое время, чтобы диафрагмы вошли в нормальный режим работы. Пока это не произошло, наушники могут звучать не очень хорошо, а их звук будет постепенно меняться в лучшую сторону. Приведение наушников в штатный режим работы и называется "прогревом". Каким-то наушникам может потребовать длительный прогрев в течении десятков, если не сотни часов.
Фишка в том, что китайцы любят V-шку и чем дешевле наушники (особенно многодрайверные гибриды), тем более ярко выраженной V-образной АЧХ они обладают. Так что если вам V-шка не нравится и вы хотите более мониторного звука, то вам придется смотреть либо в сторону однодрайверных вкладышей, либо в сторону гораздо более дорогих многодрайверных внутриканалок. Се ля ви :(
Почему нельзя просто взять и купить хорошие наушники?
Есть несколько факторов, которые влияют на то, сможем ли мы пользоваться наушниками и получать от них удовольствие или нет.
Во-первых, форма и конструкция наушников. Если наушники вдруг не сели вам хорошо, то даже если они выдают прекрасный звук, то пользоваться вы ими не сможете. Местами вы сразу сможете определить, что наушники вам не сели. Местами для этого потребуется время. Скажем, слушая музыку по несколько часов в день в течении недели вы начинаете обнаруживать, что когда снимаете наушники, то ощущаете какое-то небольшое. но облегчение. Может быть наушники слишком тяжелы для вас. Может быть звуководы слишком толстые. Может быть неудачно амбушюры подобраны.
Во-вторых, у каждого свое восприятие звука. Тем более, что оно может меняться по мере прогрева наушников и по мере вашего привыкания к ним. Запросто может получиться так, что наушнику будут вас радовать в первые дни или даже неделю, но затем вы обнаружите, что не можете слушать их долго, т.к. у них есть какой-то раздражающий вас акцент (на высоких или на низких, скажем). Или со временем вы начнете понимать, что в каких-то композициях высокие звуки аккордеона или рояля именно в этих наушниках вам не нравятся. Какие-то неестественные, резкие и холодные. И, заметив такую особенность, вы уже не сможете от нее абстрагироваться.
Так что, теоретически, вы можете купить какую-то модель, которая окажется прямо вот для вас. Например, это вкладыши классической формы и подобные модели у вас уже были, вы знаете как они сидят. И вы прочитали кучу обзоров и выбрали ту модель, о которой хорошо отзываются большинство владельцев (т.е. наушники уже зарекомендовали себя как универсальные).
Но на практике лучше определиться с бюджетом для экспериментов (например, 50-70-100USD), заказать несколько разных моделей, а потом прослушивать их в течении 2-3-4 недель. Чтобы разобраться с тем, что именно вам нравится, а что нет.
Я не думаю, что придя в какой-то оффлайновый магазин, где вам дадут прослушать наушники в течении 20-30 минут, вы сможете сделать однозначно правильный выбор. Т.к. даже получаса прослушивания мало. У меня, бывало, ощущение от наушников менялось после нескольких дней, когда я слушал их по 5-6 часов каждый день. И это мы еще не принимаем во внимание тот факт, что некоторым наушникам нужно 20-30-40-...-100 часов на прогрев :(
Лучший вариант -- это одолжить у кого-то наушники на 3-4 дня. Но это если у вас есть такая возможность. У меня, например, таковой не было.
Посему остается только метод проб и ошибок.
Может проще сразу взять наушники за 100/200/500+ USD?
Во-первых, смотрим выше на то, почему вряд ли получится взять нужные именно вам наушники с первого раза. Но если вы готовы потратить 300USD на то, чтобы начать пробовать наушники за 100+ USD, то почему бы и нет?
Во-вторых, для дорогих наушников нужны хорошие источники звука. Обычный ноутбук или смартфон к таким источникам не относятся, к сожалению. Их выходная мощность тупо недостаточна для раскачивания многих наушников. Так что с большой вероятностью наушники за 100USD со смартфоном будут звучать не лучше, чем наушники за $20. А то и хуже.
Даже недорогой USB-ЦАП за $20 очень сильно меняет звук со смартфона в лучшую сторону. А для дорогих и качественных наушников надо бы что-то еще получше.
Так что если вы готовы тратить по 100+ USD на пару наушников, то лучше начать с приобретения соответствующего источника звука: либо дорогого USB-ЦАПа, либо стационарного усилителя, либо специализированного плеера. Тогда вы точно потратите деньги на наушники не зря.
Но это уже совсем другая история, т.к. у каждого источника свой характер звука. И подбор пары из источника и наушников выходит за рамки моего скромного эксперимента.
Продолжение следует...
Доставка из Китая дело непредсказуемое. Так что до меня пока что дошло еще далеко не все, что я хотел попробовать. Посему в следующем посте серии я поделюсь своим впечатлением от излишней "темноты" наушников. А уже потом, надеюсь, дело дойдет до обсуждения внутриканалок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий