суббота, 6 мая 2017 г.

[book.business] Интересная книга "Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее. Кирпичик за кирпичиком"

Закончил читать интересную книгу Билла Брина и Дэвида Робертсона "Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее. Кирпичик за кирпичиком". Книга о том, как компания LEGO достигла своего расцвета в середине 1990-х, затем затеяла целую волну инноваций, чуть не вылетела в трубу в начале 2000-х, но смогла перестроиться и пережить кризис.

Книга интересная, но читается достаточно тяжело. Мне с трудом дались первые страниц семьдесят. Ибо авторы выбрали достаточно специфический подход к изложению материала. Сначала они описали проблемы, с которыми LEGO столкнулась во второй половине 1990-х. Затем описали шаги для преодоления этих проблем, предпринятые руководством компании и перечислили достоинства и преимущества этих самых шагов. И вот тут у меня зачастую возникало ощущение, похоже на "что за фигня?", ибо здравый смысл подсказывал, что ничего хорошего не должно было произойти... А авторы пишут про положительные результаты... Не было понятно, то ли я идиот (что весьма вероятно), то ли авторы врут (во что не верилось), то ли нужно было набраться терпения и посмотреть, что будет дальше.

Как выяснилось, нужно было набраться терпения. Авторы сначала описали ожидаемые результаты преобразований и инноваций в LEGO на рубеже 2000-х. Именно ожидания. В которые лично мне не верилось. А потом авторы книги перешли к описанию того, что получилось на самом деле и в какой катастрофической ситуации LEGO оказалась в итоге всех этих инициатив. Вот тут-то все и встало на свои места.

По ходу чтения неоднократно возникало ощущение, что описываемое в книге очень сильно перекликается с тем, о чем говорится в замечательной книге "Живая компания". В частности, мне показалось, что предпринятые LEGO шаги по выходу из катастрофического пике в 2003-2004 годах, полностью соответствуют, как минимум, трем принципам, описанным Ари де Гиусом:

  • восприимчивость компании, ее чувствительность к изменениям окружающей среды, дающие возможность учиться и адаптироваться;
  • сплоченность коллектива и идентификация всех сотрудников компании как части единого целого;
  • консервативное и спокойное отношение к собственным финансам: без рискованных инвестиций, обеспечение роста и развития за счет собственных средств.

Еще одно ощущение после прочтения: ее материал может оказаться полезен тем здравомыслящим управленцам, которые волею судьбы оказались подчинены команде "эффективных менеджеров" с наполеоновскими планами развития. Когда ретивый ТОП-менеджер бодро декларирует грандиозные планы расширения сразу в нескольких очень разных областях, перечисляет десяток главных приоритетов на ближайший год, то интуиция подсказывает, что добром это не закончится. А вот математически это выразить сложно. Как раз история компании LEGO может служить отличным примером того, что следует ждать от таких слишком оптимистичных планов по захвату новых рыночных ниш. Вряд ли эффективных менеджеров получится переубедить, но хотя бы для самого себя можно будет спрогнозировать развитие событий и выбрать соответствующую линию отходаповедения.

В общем, книга хорошая, интересная. Хотя читать "запоем" вряд ли получится, нужно будет приложить некоторые усилия. Но оно того стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий