четверг, 18 июля 2013 г.

[life.history] Прочел "Историю Манхэттенского проекта" Лесли Гровса.

Закончил читать книгу "Теперь об этом можно рассказать. История Манхэттенского проекта" Лесли Гровса, руководителя проекта по созданию атомной бомбы в США. Впечатление скорее негативное, чем позитивное. Начинал читать с интересом. Ближе к середине книги интерес угас. Дочитывал уже "для галочки". Так что никому рекомендовать не буду. Если кто-то рассчитывает найти в ней секреты успешного управления большими проектами, то напрасно, в этом смысле чтение "Истории Манхэттенского проекта" будет напрасной тратой времени.

Встретилось в книге несколько моментов, которые заслуживают отдельного упоминания, что я сделаю в последующих заметках. Но общее впечатление, что это очень поверхностный рассказ, в большей степени агитационно-рекламного характера. После прочтения у меня не осталось в памяти никаких подробностей, которые бы позволили лучше понять, как же был организован столь сложный процесс, что именно обусловило его успешность.

Лично мне показалось, что ключевыми факторами успеха стали:

  • неограниченные возможности (финансовые, административные, людские);
  • оперативное решение вопросов (в том числе оперативное эскалирование проблем на самый высокий уровень и очень быстрое их решение "наверху" за счет вовлечения в процесс решения проблем очень небольшого числа людей, зато обличенных большой властью);
  • назначение ответственных людей на каждую задачу с большими полномочиями для самостоятельного разрешения возникающих сложностей прямо "на месте".

Повторюсь, что повествование носило несколько агитационный характер, для меня временами не хватало подробностей. Вот, например, хорошо запомнившийся случай:

Эта группа специалистов, подобранная в Лос-Аламосе, входила в подразделение, позднее получившее название "Первый отряд технической службы". Каждый штатский был обязан носить военную форму и получил соответствующее военное звание. Двое ученых в связи с их важной ролью в операции по сборке бомбы были даже произведены в офицеры. После оформления этой процедуры выяснилось, что по отношению к одному из них это было весьма нелепым, и его пришлось посылать как штатское лицо.

Советским научным специалистам, которых в 1944-45-х годах отправляли на оккупированные территории для захвата научно-технической базы (например, в ракетной области) так же присваивали воинские звания. Но мне не приходилось слышать, чтобы по отношению к кому-нибудь это выглядело "нелепым" и он отправлялся в Германию как штатское лицо. В чем же здесь состояла нелепость? Этот специалист был инвалидом, геем или рукопожатым журналистом? ;)

А вообще же по мере чтения книги все больше и больше росла гордость за СССР, который оказался в тяжелейшей ситуации, когда половина европейской части страны была захвачена, изрядная часть промышленности разрушена, а часть перевезена на Восток и работала в тяжелейших условиях, когда огромное количество трудоспособного населения было на фронте и на оккупированных территориях, когда страна потеряла более 20 миллионов жителей убитыми... Характерный пример (выделение жирным мое):

В окончательном виде завод Y-12 состоял из пяти альфа-установок (каждая из девяти рейстреков), трех бета-установок с восьмью рейстреками по 36 магнитов, химических и других вспомогательных корпусов. Установки были огромные. Например, два здания для альфа-установок занимали площадь по 18 тысяч квадратных метров каждое; внутри они представляли собой сложнейший лабиринт из труб и другого оборудования. Большая часть оборудования превосходила по масштабам и точности изготовления все, что до сих пор когда-либо разрабатывалось. Многие узлы были созданы заново. Из-за трудностей в снабжении и кадрах, постоянной спешки и перегруженности фирм-поставщиков другими заказами все это уникальное оборудование изготовлялось в тяжелейших условиях.

Сооружение завода таких масштабов в короткие сроки требовало хорошо организованной и четко управляемой армии строителей. Чтобы сформировать такую армию, представители фирмы "Стоун и Вебстер" опросили около 400 тысяч человек и завербовали во всех концах страны наиболее опытный руководящий персонал.

Можно ли представить себе, чтобы в СССР в середине или даже ближе к окончанию Великой отечественной была возможность "опросить 400 тысяч человек", чтобы завербовать наиболее опытный руководящий персонал?!!!

Не смотря на все это СССР смог выстроить свою атомную промышленность и создать свои, сначала ядерную, а затем и термоядерные бомбы. И ни в коей степени не умаляет наших достижений то, что наша разведка добывала важнейшую информацию о достижениях Манхэттенского проекта (и еще вопрос в какой именно степени эта информация нам помогла). Наоборот, это только усиливает гордость, в том числе и за достижения разведки.

В этой связи очень понравилась ремарка редактора русского издания книги:

Гровс все время старается подчеркнуть, что Советский Союз стремился заполучить атомные секреты. Неужели он серьезно думает, что испытание первой советской атомной бомбы вскоре после войны могло быть осуществлено, если бы мы не знали секрета ее производства намного раньше? Вся описанная им история Манхэттенского проекта, сложность и грандиозность этого предприятия полностью опровергают это.

Ну и еще одно впечатление, возможно, главное. Гровс так часто говорил о стараниях США ни в коем случае не допустить утечки информации и/или ученых-ядерщиков к русским, что в очередной раз становится очевидным: США никогда не были и, вероятно, никогда не будут дружественной России страной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий