вторник, 29 июня 2010 г.

[life.war] Прочитал несколько книг о Великой Отечественной

За пару прошедших месяцев прочел несколько книг о Великой Отечественной Войне: “Я дрался на T-34” (вторая книга), “Я дрался на Ил-2”, “Я дрался на По-2” и “Я дрался на Пе-2” Артема Драпкина (большое спасибо Роману Орышко), а так же мемуары Александра Евгеньевича Голованова “Дальняя бомбардировочная”.

Впечатлений много. Сначала коротко о самих книгах. Потом подробнее о впечатлениях.

Книгу Голованова, я считаю, прочесть следует. Она, по-моему, рассказывает о трех темах: об организации и действиях авиации дальнего действия (здесь много статистики и интерес эта тема может представлять для интересующихся именно организацией войск), о героизме летчиков и о действиях верховного главнокомандующего во время Войны.

А вот о книгах Артема Драпкина у меня сложилось такое мнение: можно было бы организовать всего лишь один том “Я дрался на…”, в который включить наиболее яркие и характерные рассказы из отдельных книг. Поэтому не могу я порекомендовать читать все книги серии “Я дрался на…”, но вот одну-две из них прочесть нужно обязательно (я бы предложил “…на Т-34” и “…на Ил-2”).

А теперь впечатления о самой Войне.

Пожалуй главное впечатление – я даже отдаленно не смог представить себе масштаба этого страшного события. Когда читаешь, как в 41-м году из Белоруссии (Украины, России) эвакуируют куда-то в глубь страны остатки авиационного или механизированного училища, размещают, обеспечивают снабжение, обучение, обеспечение учебной техникой… Все же это делалось повсеместно, массово. Эвакуировались сотни училищ, школ, предприятий. В этот момент шла тотальная мобилизация, что на фронте шли тяжелейшие бои… Блин, как все это удалось сделать, какая же это была величайшая организационная проблема?

После прочитанного полемика о том, уместно ли чествовать среди героев прошедшей войны и верховного главнокомандующего И.В.Сталина (развернувшаяся в России перед Днем Победы), выглядит для меня просто дикой.

Рыба, как известно, гниет с головы. Любое предприятие, попадая в кризис, может спастись только, если у его руля стоят правильные люди, во главе с правильным генеральным директором. Если генеральный не справляется – все, предприятие пойдет ко дну – хорошие подчиненные могут лишь продлить его агонию, не более.

Во время войны весь Советский Союз был большим-большим предприятием в таком кризисе, которого никто и никогда еще не видел. И, не смотря ни на что, выдюжил. Победил. Не признавать в этом заслуг главного лица государства – это просто трындец. Не могу судить о том, что творил Сталин до и после войны, но то, что в нашей победе его очень и очень большой личный вклад – это для меня несомненно.

Еще одно неожиданное впечатление. Наверное многим мамы и папы в детстве говорили – учись, сынок, получишь хорошее образование – хорошо устроишься в жизни. Читая воспоминания ветеранов понимаешь, что во время войны эта простая аксиома еще более актуальна, чем в мирное время. Выживание на войне становится результатом сложения двух факторов – везения и квалификации. Не имеешь подходящей профессии – в пехоту, в грязь и уповай на удачу. А если мозгов хватило в молодости подучиться, то можно попасть в танкисты. Там, вроде, шансов побольше. Или в летчики. Лучше всего в дальнюю бомбардировочную, там за счет хорошей выучки и подготовки потери поменьше.

Я наверное здесь сильно передергиваю, но у меня сложилось такое впечатление – чем больше тебя учат, тем больше шансов остаться в живых. Да и условия жизни в разных родах войск были несравнимы. Так что: учись, сынок!

Кстати, с обучением еще одно впечатление связано. Как-то с детства, с военных фильмов и книг складывалось мнение: какие же герои эти преподаватели и инструкторы военных училищ, которые писали рапорты, совершали правонарушения для того, чтобы попасть на передовую, а не сидеть в тылу. Многие добивались своего, уходили, сражались, гибли. Герои с большой буквы. Поскольку могли сидеть в тылу и выжить. Но они уходили и гибли.

К сожалению, у этого героизма оказалась неожиданная для меня обратная сторона. Когда кадровые преподаватели с большим опытом уходили, кто приходил на их место? Вчерашние курсанты. Которые потом так же уходили. А на их место приходили уже курсанты, которых учили вчерашние курсанты. И качество обучение неизбежно падало. И это оборачивалось большим процентом потерь среди выпускников. Вот так вот получается, не смог усидеть опытный преподаватель в тылу, ушел драться. Да вот только из тех, кого он не успел научить, гибли уже не двое из десяти в первом бою, а пятеро или больше. Блин. И он не виноват, и тех, кто без него недоучились жалко.

Отдельное впечатление о героизме и трусости. Похоже, что и того, и другого было в избытке. К счастью, героизма оказалось больше. Хотя не без некоторой стимуляции. Перед Днем Победы было много разговоров о том, что Сталин настолько не верил в свой народ, что организовал загрядотряды. А нам они и не нужны были вовсе. Мол, мы бы и так всех порвали.

Не все так просто. Вот, например, не редкими оказывались случаи, когда выделенные для прикрытия штурмовиков истребители уклонялись от боя с вражескими истребителями и уходили, оставляя штурмовики без прикрытия. Настолько нередкими, что был издан приказ “Об установлении понятия боевого вылета для истребителей” (№0685 от 09.09.42):

1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором истребители имели встречу с воздушным противником или вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.
…4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части – в пехоту.

А в завершение еще одно очень сильное впечатление. На этот раз о женщинах, отправивших своих сыновей на войну (из второй книги “Я дрался на Т-34”, стр.52):

До той станицы, откуда меня призывали, немцы не дошли, но пленных через нее гнали часто. Бабушка моя потом рассказывала, что выходила вся станица (а в станице было три(!) церкви). Совали немцам кто картошку, кто молоко. Моя бабушка дала немцу краюху хлеба, а наш конвоир заметил и прикладом ей в бок. До самой смерти все у нее бок болел. Наверное, ребро сломал. Когда она мне потом рассказывала, я говорю: “Бабушка, ну как же так?! У тебя трое сыновей погибли! Может быть, вот этот, кому ты сунула хлеб, их и убил?!” – “Не знаю… может, и наших пленных там ведут, там тоже матери есть”.

Страшная была война.

Вечная слава победителям!
Вечная память погибшим!

5 комментариев:

  1. И трусов и бестолковых командиров во второй мировой хватало. Понятное дело, об этом раньше не писали - цензура хрен пустит, да и свои же заклюют потом. Недавно прочитал мемуары Михаила Сукнева - офицера три года воевавшего на передовой. Он весьма откровенно пишет о многих вещах, о которых раньше не говорили. Книга называется "Записки командира штрафбата". Сам автор не делает особого акцента на штрафбате (это видимо изобретение издателя для увеличения продаж), книга о войне, а штрафбат просто один из ее эпизодов.
    Будет свободный денек рекомендую к прочтению.

    ОтветитьУдалить
  2. Еще одно впечатление - чем больше читаю книг о второй мировой, тем больше поражаюсь, какие запасы мужества и сил должны быть у наших людей, чтобы вырвать в ней победу.

    ОтветитьУдалить
  3. У меня сложилось впечатление, что тогда у многих руководителей разного уровня была четкая вера в то, что они могут выжить только в СССР. Нигде больше. Не будет СССР -- не станет и их физически, попросту их уничтожат. Отсюда и огромная работоспособность тех же Сталина, Берии, Голованова, Грабина и еще многих-многих.

    Не знаю, насколько актуально было все вышесказанное для простых людей. Но уверен, что при советской власти так же многие из них стали жить лучше, чем до революции. Им так же было что терять. Плюс огромная жестокость фашистов на окупированных территориях -- месть за своих явно стояла не на последнем месте.

    А за наводку на книгу Сукнева спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Хочу добавить комментарий по поводу "учись сынок". Хитрость в том, что хорошо устраиваются не те, кто больше всех умеет или учиться или эффективнее работает, а тот, кто больше всех усилий тратит на то, чтобы хорошо устроиться.

    Вот статья, которая меня зацепила: http://eldar.com/node/312

    Предполагаю, что и на войне, при желании можно было найте теплое местечко. Мне рассказывали, что выживали чаще те, кто водителем был, а не тот, кто на передовой был. А для водителя особой учебы не требуется.

    ОтветитьУдалить
  5. 2san: ну да, если под "устроится" понимать "откосить", то так и есть.

    Я подразумевал другое: если пехотинец и летчик одинаково чесно будут сражаться, не труся, не уклоняясь от боя и т.д., то не могу судить у кого из них больше шансов. Но хотя бы условия жизни у летчика точно будут лучше.

    ОтветитьУдалить