Сегодня в блоге “Алёна C++” появилась заметка “Своя компания”. Поскольку в последнее время меня донимают разные мысли на эту тему, то я стал обдумывать свой собственный очередной блог-пост. А тут наводка в Тупичке Гоблина на феноменальное высказывание Анатолия Чубайса:
- Если ты доцент, и у тебя нет бизнеса, то на кой черт ты мне вообще нужен! - пытаясь в очередной раз объяснить особенности нового курса на модернизацию, заявил Анатолий Чубайс на заседании Правительства Иркутской области. - Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.
Мое первое впечатление – если это не вырванная журналистами из очень узкого контекста фраза, то это просто приплыздец… Еще больше убеждаешься в разумности анекдота: “Я не знаю, о чем вы тут разговариваете, но таки послушайте, что я вам скажу – ехать надо!”
Потом погуглил. Нашел статью, в которой контекст этой фразы развернут более широко:
— Только один Массачусетский технический институт за время своей работы создал столько бизнесов, что их ежегодный объем продаж равен четырнадцатому ВВП в мире, — обратился Анатолий Чубайс к опыту зарубежных коллег. — А у вас целых 36 вузов. Да голову надо приложить, голову к этой задаче! Спроси любого ректора, сколько студентов, какой объем научно-исследовательских разработок выполняете, — с ходу ответит. Задаешь третий вопрос — сколько бизнесов создал вуз? Ответят: «Ну, вот полторы компании есть, одна скоро точно появится... Если ты доцент или заведующий кафедрой и у тебя по твоему направлению нет бизнеса своего, да на кой черт ты мне нужен? Это вчерашний день, и профессионал-преподаватель сегодня, не способный создать своего бизнеса, ставит под вопрос свой профессионализм, — высказал свою точку зрения Анатолий Чубайс.
В таком ракурсе ситуация оказывается менее категоричной. Помню, когда я был студентом, я сам удивлялся, почему нас, студентов, не сильно привлекают к выполнению каких-либо работ. Хотя преподаватели все-таки какие-то хоздоговора вели. Особенно, пока был Союз и с деньгами был порядок. Скажем, наша кафедра Вычислительной Математики и Программирования делала расчеты по заказу Гомсельмаша. А на старшем курсе я и сам попал на хоздоговор, который довольно хорошо кормил меня еще несколько лет (и благодаря которому я отучился в аспирантуре).
И вот из моих воспоминаний выходит, что есть “преподаватели”, которые бизнесмены и есть преподаватели, которые абсолютно не бизнесмены. Первые совершенно не могут учить, хотя и имеют научные звания и должности. Зато очень умело припахивают других людей, в том числе и для получения “собственных” научных результатов.
Так вот, если в России действительно внемлют словам Чубайса и начнут претворять их в жизнь с чисто русским размахом (“…до основания, а потом…”), то приплыздец обязательно случится.
PS. Есть у меня мнение, что куча бизнесов вокруг MIT возникла вовсе не усилиями преподавателей, а силами бывших студентов и аспирантов MIT-а. И еще мне кажется, что MIT-овские профессора в советах директоров разных компаний – это в большей степени PR-ходы самих компаний, которые таким образом пытаются создать себе больший вес в глазах клиентов. Сами же профессора к именно бизнесу имеют посредственное отношение. Впрочем, здесь я не копенгаген…
А я вот с Чубайсом не согласен. Для науки и бизнеса нужны разные требования, разные качества человека. И не всегда в одном человеке могут совмещаться абстрактное мышление, умение математически грамотно выразить свои мысли и практическая цепкость, ловкость, хваткость. А если человек - ученый-теоретик (а теоретики - это неудавшиеся практики), то зачем же сразу говорить о его ненужности? Нужно понимать, что доцент!=бизнесмен.
ОтветитьУдалитьА что касается Массачусетского технического института, тут можно только посетовать, что у нас практически отсутствует конкуренция в сфере науки. Сравните индекс цитирования (импакт-фактор) отечественных и зарубежных научных журналов. Отсюда и низкий уровень научных разработок. А эффективность вложений денежных средств в науку, по заявлениям представителя "Единой России", в 10000 (!!!) раз меньше, чем для США.
Так ведь и я с Чубайсом не согласен.
ОтветитьУдалитьВо-первых, действительно психология. Скажем, среди программистов не так много людей, которые одновременно и хорошие программисты, и хорошие менеджеры. У ученых в ВУЗ-ах аналогично. Только там еще и преподавать нужно.
Во-вторых, у ВУЗ-ах вполне конкретная задача: научить людей учиться и отобрать среди них тех, кто может пойти в науку. Строить вокруг этого бизнесы... Как-то странно. Бизнес должен тесно интегрироваться с научно-исследовательскими институтами, которые занимаются конкретными темами. И которые после распада Союза оказались в глубокой ж... На том же Западе, как я понимаю, такой мощной структуры НИИ, как в Союзе не было. Зато там были разного рода лаборатории при университетах. За счет таких лабораторий как раз MIT и продвигает бизнес, имхо.
Ну и в третьих... Куда внедрять то, что в ученых кругах придумывается? В США все это идет на внутренний рынок -- в авиацию, автотранспорт, электронику, в медицину. А в России куда? Что из этого всего еще дышит? Раньше хоть оборонка могла позволить себе в внедрять научные достижения. А сейчас? В научных институтах, которые на оборонку продолжают работать, по слухам, одни пенсионеры и предпенсионеры работают. Или вчерашние студенты, которые в аспирантуре от армии скрываются. 30-40 летних практически и нет. Поскольку их труды нафиг никому здесь не упали.
Только все это исправить гораздо сложнее, чем сказать, что "ты мне не нужен, если у тебя бизнеса нет".
Компиляция моих сведений в данном вопросе...
ОтветитьУдалитьПрежде, чем говорить о бизнесе, нужно наладить связи между наукой и бизнесом. Такая вещь как Рынок просто потопила всю систему.
Связей почти нет, то что разрабатывается (если разрабатывается) - не внедряется. Вот раньше было по сути "внедряло" государство, т.е. было кому "внедрять" (Оставим тут пока в покое вопрос о том, что именно гос-во внедряло, а о чём забывало).
Я считаю, что знаю только один технический московский ВУЗ (точнее факультет с уклоном в IT), где стараются пораньше (курсов с 1-2) внедрять в научную работу, и где я также считаю стараются дать и рыночные основы. Это не совсем связь наука-бизнес, но только её начало.
Ну вот и спрашивается откуда...
Может я не прав и "самые бизнес-бизнес" у нас не технические ВУЗы :-).
P.S. Я могу быть сильно не прав по поводу факультета (Я там не учусь).
Но в связях "наука-бизнес" у нас всё плохо (Открыл Америку, да :) ).
В России и бизнесмену бизнесом заниматься туго. Чего уж остальным.
ОтветитьУдалитьИ пока российское общество вместе с высшим и не очень руководством одержимы идеями патернализма и автаркии - за "Ну, вот полторы компании есть, одна скоро точно появится" - ордена давать нужно и в герои труда