Посмотрел на выходных новый фильм от Netflix "На Западном фронте без перемен", по мотивам одноименной знаменитой книги Ремарка.
Тут такая история, что в один абзац традиционного ежемесячного обзора не уложишь, поэтому решился написать небольшой внеочередной пост на тему кино.
Книгу "На Западном фронте без перемен" прочитал в выпускном классе школы и она перевернула мои представления о том, что из себя представляет война. Т.к. в советских книгах о войне, которые издавались в 60-70-х и начале 1980-х, такой жести именно про быт на войне, про ощущения простого человека, не писалось. Ну или мне не попадалось. Подозреваю, что наши редакторы и цензоры намеренно щадили читателей, особенно молодых, тех, кто о войне мог знать лишь из рассказов дедушек и бабушек. А вот Ремарк цинично срывает с читателя розовые очки героической военной романтики.
Поскольку сама книга на меня произвела сильное впечатление, то фильм удивить чем-то не смог. Да я, собственно, и не ожидал.
Посему, если говорить в двух словах, то получается как-то так: если вы читали книгу, то фильм можно и не смотреть. А если книгу не читали, то лучше таки ее прочесть, а кино можно и не смотреть.
Пожалуй, главное, чего не хватило именно мне -- это передачи мироощущения молодых людей, которые после войны были названы "потерянным поколением" (к которым, помнится, принадлежал сам Ремарк). Вчерашние школьники, которые попали на фронт прямо из-за парты. И которые ничего, кроме войны, не видели, и ничего, кроме войны, не умеют. И которые не понимаю ради чего на этой войне выживают. И не знают, что их ждет позже. Дилогия Ремарка "На Западном фронте без перемен" и "Возвращение", как мне показалось, именно про это.
Тогда как фильм от Netflix, по ощущениям, пытается сконцентрироваться только на том, что война -- это ужас-ужас. И все, не более того.
Еще одним недостатком, опять же для меня лично, стало то, что фильм снят в какой-то "фестивальной манере": длинные паузы, крупные планы, взгляды главных героев чуть ли не прямо в глаза зрителю и вот это вот все. Как по мне, так все это разрушало динамику и лишало происходящего нерва.
Визуальная часть вполне себе OK, хотя даже здесь нет никаких открытий и откровений. Спасти рядового Райана, Во имя чести и 38-я параллель задрали здесь планку качества так, что не только лишь все могут до нее дотянуться.
Пару раз резануло взгляд бюджетными спецэффектами. Первый раз когда солдат на переднем плане стреляет несколько раз из винтовки, но от выстрела нет никакой отдачи. Второй раз когда появляются французские огнеметчики -- ну очень уж видно, что все это было нарисовано на компьютере. Наверное, огнеметчики нужны были, чтобы нагнать больше ужаса, но тут уж следовало либо нанять художников подороже, либо вообще отказаться от этих самых огнеметчиков, если уж каскадеров нельзя было задействовать. Ужаса там на экране и без ранцевых огнеметов хватало.
В общем и целом, не шедевр, но по нынешним временам вполне себе добротный фильм про ужасы войны. Однако, исходная книга куда страшнее.