Вернулся сегодня ночью из Минска, куда ездил встречать авиарейс из Рима. Пока болтался по аэропорту, сделал для себя вывод: минчане по внешнему виду и поведению отличаются от гомельчан. Есть что-то неуловимое в одежде, движениях, разговоре. Не то, чтобы вальяжность, но какая-то гораздо большая раскованность, расслабленность. А итальянцы еще более отличаются от минчан, чем минчане от гомельчан :)
С итальянцами однажды у меня такая история приключилась. Возвращаюсь после обеда в офис, вроде бы благодушное и спокойное настроение, хорошо поел, хорошая погода и вАще усё путем! Навстречу идет компашка из трех итальянцев. От итальянцев за версту несет иностранцами. Причем не столько по одежде, сколько по выражениям лиц и по манере держаться – вот там точно была не столько расслабленность, сколько вальяжность.
Когда я проходил мимо них, я случайно увидел наше отражение в большой витрине. Контраст был шокирующим. Улыбающиеся, неспешно шествующие, расслабленные и явно довольные жизнью итальянцы. А рядом с ними я – топающая в ритме 120 шагов в минуту громадная лысая детина, с угрюмым выражением на лице и явным предупреждением “ща, бля, всех порву!” в глазах. И это тогда, когда у меня было очень благодушное настроение! Сильно меня это потрясло.
Слышал многократно, что наших соотечественников за границей как раз легко вычислить по угрюмому и сосредоточенному выражению лиц. Но одно дело читать об этом, а другое дело увидеть и прочувствовать самому. Всю дорогу до офиса я разглядывал лица прохожих. Практически у всех, даже у юных девушек, взгляд такой, что им нужно решать проблему мира во всем мире прямо здесь и сейчас, а иначе все – жизнь закончится.
На обратной дороге из Минска в Гомель размышлял над тем, почему это происходит. Вспомнил, как ездил когда-то в командировки в Калинковичи (небольшой городок в трех часах езды от Гомеля). Тогда при общении с местными у меня складывалось впечатление, что они как-то напряженнее и зажатее, чем я. Мне казалось тогда, что они меня воспринимают почти как столичного жителя.
Так вот, подумалось мне, что все это из-за большего количества возможностей у жителей крупных городов перед жителями мелких городов. Ну тупо – есть в городе один нормальный кинотеатр или же нет ни одного, либо их тьма тьмущая. Не говоря уже о работе. Потерять хорошую работу программиста в Гомеле – это, блин, совсем не то, что потерять такую же работу в Минске и уж, тем более, в Москве.
И вот эта подспудная мысль о том, “а что же будет если…” давит на провинциала несколько сильнее, чем на жителя столицы. Отсюда и угрюмые, сосредоточенные физиономии. Поэтому-то приезжающие к нам иностранцы (совсем не бедные по тамошним, не говоря уже по нашим меркам) выглядят более уверенными в себе и расслабленными, чем минчане.
Кстати, о Москве. Когда мотался в Москву, то существенной разницы в выражениях лиц у прохожих в Москве и Гомеле я не замечал. Наверное, ритм жизни там на людей давит, да и понаехавших (вроде меня) едва ли не больше москвичей. Благодушествовать некогда, пахать нужно. Обычный строк готовности проекта – “вчера”, так что для угрюмости на лицах есть все причины :/
Ну и раз уж упомянул Москву, то скажу еще пару слов. Вчера жена читала какую-то блоггершу-москвичку. Мол, Лужков – редиска, уехал, нехороший человек, в отпуск и не собирается его прерывать даже когда вся Москва вот-вот задохнется. Мол, сначала довел город до неприспособленного для жизни состояния, сам в кусты, а нам здесь подыхай…
Дико мне было это читать. Имхо, проблема вовсе не в Лужкове. А в том, что Москва – это отдельное государство, средний уровень жизни в котором гораздо выше чем в остальной России и СНГ. Вот и рвутся туда все, кому не лень, а ворвавшись пытаются задержаться. И началось это задолго до Лужкова.
Такова се ля ви. Кому не нравится, пусть продает свою квартиру в Москве – за эти деньги вполне можно будет приобрести нормальное жилье в экологически чистом Тьму-Тараканьске и пару лет прожить безбедно не задумываясь о работе. Да, не будет дешевых продуктов и товаров (тем более в таком ассортименте), не будет хороших больниц и врачей, не будет приличных школ и ВУЗ-ов для детей, Интернета нормального тоже не будет. Зато не будет пробок, круглосуточных строек, удушливого смога, ну и ненавистного Лужкова заодно.
В общем – у всех есть возможности. У меня есть возможность забить на Гомель, бросить все и отправиться штурмовать Москву, Питер или Лондон. У плачущихся в блогах москвичей есть возможность забить на Москву и осесть в Великом Задрищенске. Надеюсь, что некоторые так и сделают. И избавятся при этом от угрюмого выражения лица ;)
Мне и в Гомеле нормально, в Москву и калачом не затянешь. А вот на счет Минска имеет смысл подумать… Хотя воплощать возможности гораздо сложнее, чем трындеть о желаниях :/