вторник, 13 июля 2010 г.

[prog.memories] Путь к отладчику, с отладчиком и от отладчика

По следам обсуждений моих сообщений (первое и второе) на board.rt.mipt.ru захотелось растечься мыслею по древу и рассказать, почему я очень редко пользуюсь отладчиком и успешно отлаживаюсь с помощью printf-ов. Но тема это большая, а начинать ее нужно с воспоминаний о том, как я начинал программировать и в какие предметные области меня забрасывало. Поскольку битьё определяет сознание и выбор стиля разработки очень сильно определялся средой разработки. Поэтому начну с воспоминаний.

Мое приобщение к программированию началось где-то в 1988-89 годах, когда у нас в 9-м классе ввели в школьную программу предмет “Информатика”. Самое смешное то, что на тот момент ни в одной окрестной школе не было дисплейного класса. Т.е. изучая первый год информатику, мы вообще ни разу не видели компьютеров. Программировали (как бы смешно это не звучало) на бумаге на русском алгоритмическом языке.

В следующем году в одной из школ дисплейный класс таки оборудовали. Аж 10-ю или 12-ю компьютерами БК-1001, объединенных в сеть под управлением ДВК. И раз в неделю наш класс ездил в ту школу, чтобы потратить 45 минут на “теоритическое” занятие и 45 минут на работу на компьютерах. Такое разделение было необходимо, чтобы разбить класс из 25 человек на две группы – пока одна группа сидит в дисплейном классе, вторая занимается “теорией”, потом группы меняются.

На БК-1001 было, если не ошибаюсь, 16K памяти и зашитый в ПЗУ Basic. Никакого отладчика, понятное дело, не было. Если программа почему-то не работала, то она не работала и увидеть, что происходило у нее внутрях, нам не представлялось возможным. Так что самые первые навыки отладки программ без отладчика стали формироваться еще в школе, когда я даже не успел еще в полной мере заразиться программизмом.

В университете получилось интересно – на нашем математическом факультете было две кафедры, занимающихся программированием: МПУ (математические проблемы управления) и ВМП (вычислительная математика и программирование) и студентами специальности 22.04 “ПО ВТ и АС” занимались именно они. Кафедра МПУ считалась более “программистской” и я хотел попасть туда. Но как-то получилось, что меня приписали к кафедре ВМП. Что было не очень радостно, поскольку МПУ-шникам давали машинное время в университетском ВЦ на IBM-совместимых компьютерах (на десятке кое как работавших Искр и нескольких IBM XT и IBM AT). А нам, ВМП-шникам предстояло первый семестр работать на Robotron 1715. И это, я считаю, оказалось судьбоносным событием.

Во-первых, на Robotron-ы, в отличии от Искр и IBM-ок, никто не претендовал. В начале и середине семестра дисплейный класс Robotron-ов всегда был полупустым. Чем мы и пользовались, просиживая в нем иногда целые дни на пролет (забивая на остальную учебу). Именно тогда я подсел на программизм как наркот на иглу :)

Во-вторых, на Robotron-е было всего 64K памяти и два 5” дисковода. Средой разработки у нас был слегка допиленный преподавателями Turbo Pascal 3.0. Хотя средой назвать это было сложно. Был редактор и была возможность запустить компиляцию. По-моему, даже место синтаксической ошибки редактор не показывал. Нужно было самому бегать по тексту и искать нужную строчку.

Отладчика, естественно, так же не было. Более того, работающую программу нельзя было прервать по Ctrl+C. Если программа зависла – значит зависла, нужно было перегружать компьютер. Поэтому мы с самого начала были приучены к тому, что в программе должны быть встроены какие-то меры воздействия на нее – опрос клавиатуры, например. Если программа обнаруживает нажатие клавиши, то она либо завершает свою работу, либо приостанавливается.

Это в корне отличалось от того, что я видел в параллельной группе, работавшей на Искрах. Помню с каким недоумением я смотрел на своих однокурсников, которые все поголовно двигали какие-то цветные полоски по экрану нажимая F8/F9. Попросив одного из них рассказать, что они делают, я был шокирован той дисциплиной разработки. Парнишка написал кусок программки и сразу же запустил ее со словами “Сейчас посмотрим, работает ли она!” – для меня это было дико. Программа, естественно, не заработала, а подвисла. Его это совершенно не растроило, он сразу же нажал Ctrl+C и вылетел в отладчик. Посмотрел значения переменных, прошелся пошагово по нескольким местам и исправил ошибку. Для меня это стало если не шоком, то откровением.

Однако, когда во втором семестре мы пересели с Robotron-ов на IBM-ки, старые привычки у нас еще остались. Поэтому поначалу я отладчиком пользовался не часто. И заметил вот какую штуку – чем больше обдумываешь проблему, тем меньше времени тратишь на ее решение за компьютером. В том числе на и отладку.

Но, поскольку в конце первого курса до благ цивилизации в виде Turbo Pascal 5.0 и Turbo C 2.0 (а впоследствии и Turbo C++, Borland C++) мы уже дорвались, то замечательный борландовский Turbo Debugger плотно укоренился в наше сознание и способ программирования. Если раньше для меня было диким входить в отладчик ни разу не прогнав программу, то впоследствии я пришел к тому, что даже первый запуск программы я делал сразу в пошаговом режиме отладчика. Так что на отладчике мы в свое время сидели очень плотно.

Уже тогда начинали звенеть первые звоночки о том, что не все можно отлаживать с помощью отладчика. Сказывалась специфика кафедры ВМП – лабораторные нам давали с математическим уклоном. Перемножить пару матриц или решить уравнение методом какой-нибудь параболы. Это все задачи с большим количеством циклов внутри. Скакать пошагово в отладчике по нескольким тысячам итераций чтобы найти место единичного сбоя – это было крайне трудоемко. Поэтому мы активно использовали фичи Turbo Debugger-а. Например, в нем можно было задать часового для определенной переменной. Как только переменная изменялась, Turbo Debugger прерывал работу приложения. Но и это не всегда помогало.

А еще мы пробовали делать какую-то графику. Тяжело было отлаживаться Debugger-ом в этом случае. При переключении из исходника на вывод программы экран жутко моргал. Да и, помнится, не во всех графических режимах Debugger мог корректно сохранять нарисованную программой картинку. Еще, помню, были попытки писать свои резидентные программы под MS-DOS. Там тоже были какие-то сложности в использовании Debugger-а. Так что волей-неволей приходилось сталкиваться со случаями бессилия и бесполезности отладчиков. Что дико ломало, но и заставляло выкручиваться, вспоминая уроки БК-шек и Robotron-ов.

А потом, в конце 92-го и начале 93-го мне довелось столкнуться с MS Windows…

Что-то я уже много написал, а еще рассказывать и рассказывать. Так что продолжу я в следующий раз.

Комментариев нет: